Top.Mail.Ru
Статьи для медицинских и фармацевтических специалистов
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

На каких основаниях аптека может отказывать в выдаче бесплатных лекарств?

Причины для отказа в отпуске лекарственного препарата (ЛП) по бесплатному рецепту предусмотрены различными нормативно-правовыми актами по организации лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении отдельных категорий граждан. Финансирование обеспечения ЛП по бесплатным рецептам осуществляется на основании федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», постановления правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке… и улучшении обеспечения населения…» и программ государственных гарантий субъектов РФ по бесплатному оказанию гражданам медицинской помощи как из федерального бюджета, так и за счет бюджетов субъектов РФ. В соответствии со ст. 6 федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» обеспечение ЛП относится к полномочиям субъектов РФ.

В субъектах РФ имеются различия по организации приобретения ЛП для бесплатного обеспечения граждан в рамках федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг…». Органы управления здравоохранением субъектов РФ отвечают за организацию обеспечения граждан ЛП, в которую входит: формирование сводных заявок от медицинских организаций (МО), проведение закупочных мероприятий и оказание логистических услуг. Бюджетные средства расходуются не только на оплату поставок ЛП, но и на услуги по логистике - также на конкурсной основе (в субъектах РФ проводится по разным вариантам).

В зависимости от специфики составления конкурсной документации на обеспечение ЛП с аптечной организацией (АО), независимо от формы собственности, заключается договор на оказание услуг по логистике, в котором устанавливаются права, обязанности и вознаграждение АО. Услуги АО по логистике на возмездной основе включают в себя получение, хранение, учет и отпуск ЛП закупленных организацией оптовой торговли ЛП за счет бюджетных средств. АО не могут осуществлять отпуск лекарств из собственных запасов, так как эти расходы не будут компенсированы МО ввиду отсутствия финансовой статьи в смете расходов МО. Бюджетные средства всех уровней для обеспечения граждан по бесплатным рецептам не подлежат передаче в МО с целью оплаты АО за ЛП, отпущенные по бесплатным рецептам из собственных запасов.

В то же время одной из причин отказа может быть отсутствие ЛП (не заявлен МО в орган управления здравоохранением, временно нет в наличии, заявлено недостаточное количество) и несогласие гражданина на синонимическую замену, что предусмотрено ч. 2 п. 2.11 приказа Минздрава РФ (МЗ) от 14.12.05 № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств». Фармспециалист обязан сообщить гражданину о сроке действия бесплатного рецепта в соответствии с приказом МЗ от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения…» и п. 2.4 приказа № 785. Если возникает конфликт, целесообразно незамедлительно сообщить руководству МО о поступившем рецепте на отсутствующий ЛП, или, в случае отсутствия должной реакции со стороны МО, сообщить в орган управления здравоохранением субъекта РФ, и об этом сообщить гражданину. АО не может привлекаться к ответственности по ч. 3 (непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом) ст. 14.8 Кодекса РФ об административных нарушениях по вышеназванным основаниям.
Сопроводительная документация к ЛС

На вопрос ответил:
Армен Гукасян, юрист, государственный советник I класса



Журнал "Российские аптеки" №22, 2016

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.