Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Расстаться по-хорошему

Уволить человека очень сложно. И не только потому, что его права защищает Трудовой кодекс. Ведь есть еще и моральные, и психологические аспекты расставания с бывшим сотрудником. Как сделать это с наименьшими потерями для обеих сторон? Давайте разберемся. 

Не надо сюрпризов

Все мы прекрасно понимаем, что у первостольников работа – обычно единственный источник заработка и почти у всех есть семьи и/или финансовые обязательства. Постарайтесь сделать так, чтобы увольнение не стало для вашего сотрудника громом среди ясного неба и он успел подобрать себе подходящую вакансию. Конечно, достаточно велик шанс, что обиженный подчиненный потратит выделенное вами время отнюдь не на свои непосредственные обязанности.

В коллективах, где обратная связь между руководителем и подчиненными выстроена оптимально, «кандидаты на вылет» обычно заранее прекрасно понимают, что их работой недовольны настолько, что расставание неизбежно, и готовы к нему.
Не затягивайте

Противоположная ситуация. Вы никак не можете расстаться с сотрудником, боясь совершить ошибку или поставить его в трудное положение. Но если решение принято, его исполнение лучше не откладывать. Подумайте о коллективе: если люди видят, что вы не в состоянии уволить человека, который этого явно заслуживает, у них вполне может возникнуть мысль, что можно вести себя так же и за это ничего не будет.


Действуйте сами
Действуйте сами

Велико искушение переложить неприятный разговор на плечи заместителя или специалиста по кадрам. Но расставание с сотрудником – это еще и ваш просчет: вы наняли не того человека, не смогли построить рабочий процесс или межличностные отношения. Всегда очень важно получить от увольняемого обратную связь, которая поможет вам проанализировать свои собственные рабочие качества руководителя. 

Будьте честны

Иногда очень хочется подсластить пилюлю и как-то помягче объяснить причину увольнения. Но откровенный разговор, в котором руководитель спокойно разъяснит свое решение и отношение к трудовой деятельности подчиненного, позволит ему сделать правильные выводы из случившегося и уменьшит негатив.

А вот чего не нужно делать во время последнего разговора – скатываться к обвинениям и ругани. Даже если реакция увольняемого сотрудника на известие – это гнев и агрессия. 
Сообщите коллективу

Честно и открыто расскажите остальным подчиненным, почему был уволен их коллега. Не искажайте информацию, не пытайтесь обелить или очернить уволенного. Не забывайте, что сейчас каждый ваш сотрудник мысленно ставит себя на место ушедшего. И какой будет обстановка в коллективе в дальнейшем, во многом зависти от того, как люди воспримут это  увольнение.

Увольнение сотрудника – не повод читать нотации коллективу. Но это отличная возможность еще раз донести до подчиненных правила и условия работы и поведения в коллективе, нормы общения с клиентами. А выводы пусть каждый сделает для себя сам.
7 важных пунктов  «последнего разговора»
  1. Никаких «бесед о погоде»! Сразу переходите к сути дела.

  2. Говорите об увольнении как о свершившемся факте, чтобы у сотрудника не возникло иллюзии, что все можно исправить.

  3. Сформулируйте причину увольнения в двух-трех предложениях. Ваши претензии должны быть конкретными и подтвержденными неопровержимыми фактами.

  4. Никогда не оправдывайтесь. Вы руководитель, решение – за вами.

  5. Заранее приготовьтесь к проявлению бывшим подчиненным негативных эмоций. Продумайте, как вы будете реагировать на это.

  6. Выслушайте увольняемого работника. Часто из очень эмоциональной речи можно почерпнуть массу полезной информации о коллективе и собственных качествах руководителя. Но помните, что сейчас человеком могут двигать боль и обида.

  7. Сразу обговорите срок отработки, все возможные выплаты, передачу дел, чтобы у сторон не осталось материальных и иных претензий друг к другу.

Снежана Шабанова

Журнал "Российские аптеки" № 10, 2020

Вам могут понравиться другие статьи:

Обязанность работодателя по обеспечению СИЗ своих работников
По закону
Обязанность работодателя по обеспечению СИЗ своих работников

Заведующая заставила всех работающих первостольников купить маски за свои деньги. Существует ли обязанность работодателя по обеспечению средствами индивидуальной защиты своих работников, если речь ...

Подробнее
Реализация препаратов рецептурного отпуска на основании обычного листа бумаги с печатью врача
По закону
Реализация препаратов рецептурного отпуска на основании обычного листа бумаги с печатью врача

Покупатель обратился в аптеку за препаратом рецептурного отпуска, но вместо рецепта он показал обычный лист бумаги.

Подробнее
Трудовые книжки: переход на «цифру»
По закону
Трудовые книжки: переход на «цифру»

В России завершается введение «электронных трудовых книжек». Какие действия потребуются от работодателей на время переходного периода и после него? Отвечаем на наиболее распространенные во...

Подробнее
Не пустить в торговый зал аптеки покупателя без маски
По закону
Не пустить в торговый зал аптеки покупателя без маски

Имеем ли мы право не пустить в торговый зал аптеки покупателя без маски? 

Подробнее
Особенности приема на работу и увольнения персонала в пандемию
По закону
Особенности приема на работу и увольнения персонала в пандемию

Есть ли какие-то особенности приема на работу и увольнения персонала, которые появились в пандемию и действуют только на период ограничительных мероприятий?

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.