Реклама в в торговом зале аптеки
Исходя из представленной информации, заключение договора на осуществление совместной рекламной деятельности не представляется возможным по следующим основаниям:
1. Аптечная организация не является рекламораспространителем в соответствии с п. 7 ст. 3 федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (закон № 38-ФЗ), так как не имеет кода по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), который, при необходимости, заявляется в налоговую инспекцию по соответствующей форме в установленные сроки. код ОКВЭД предназначен для начисления налогов и страховых взносов.
2. Рекламная деятельность не подлежит лицензированию, так как отсутствует в ст. 12 федерального закона от 04.05.2011 № 99-Фз «о лицензировании отдельных видов деятельности», и нет необходимости вносить дополнение в устав. Реклама медицинских услуг должна соответствовать ст. 24 закона № 38-ФЗ, которая имеет определенную специфику, и контроль над рекламой со стороны аптечной организации затруднен и маловероятен. в частности, «реклама <<…>> методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка <<…>> не допускается иначе как в местах проведения медицинских выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских <<…>> работников специализированных печатных изданиях» (ч. 8).
3. Рекомендации врачей медицинского центра пациентам обращаться в конкретную аптечную организацию не являются рекламой, а создают и порождают:
а) Дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами;
б) Недобросовестную конкуренцию – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, в соответствии с пунктами 8 и 9 соответственно федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
4. Реклама медицинских услуг в аптечной организации в представленном виде, предположительно, содержит признаки коррупции в соответствии с федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». понятие коррупции дано в п. 1 ст. 1: «…коррупция:
а) Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) Совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица». в соответствии со ст. 33 закона № 38-ФЗ и подпунктом 5.3.1.1 постановления правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» контроль соблюдения закона № 38-ФЗ, а также выявление случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции (подпункт 5.2.3 постановления № 331) возложены на ФАС. нельзя исключить, что при проведении мероприятий налоговым инспектором не будут подтверждены перечисленные основания и обнаружены новые для передачи материалов в суд. Нет гарантий, что рассмотрение дела в суде, например, по ст. 14.33 «недобросовестная конкуренция» или по ст. 19.28 «незаконное вознаграждение от имени юридического лиц» кодекса РФ об административных правонарушениях завершится в пользу аптечной организации.
На вопрос ответил:
Армен Гукасян, юрист, государственный советник I класса
Журнал "Российские аптеки" №12 2018
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.