Top.Mail.Ru
Статьи для медицинских и фармацевтических специалистов
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Реклама в в торговом зале аптеки

Заведующая договорилась с медицинским центром о рекламе – они размещают свои материалы в торговом зале, а врачи рекомендуют пациентам эту аптеку. Насколько это законно? Какие услуги могут рекламироваться таким образом?

Исходя из представленной информации, заключение договора на осуществление совместной  рекламной деятельности не представляется возможным по следующим основаниям:

1. Аптечная организация не является рекламораспространителем в соответствии с п. 7 ст. 3 федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (закон № 38-ФЗ), так как не имеет кода по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), который, при необходимости, заявляется в налоговую инспекцию по соответствующей форме в установленные сроки. код ОКВЭД предназначен для начисления налогов и страховых взносов.

2. Рекламная деятельность не подлежит лицензированию, так как отсутствует в ст. 12  федерального закона от 04.05.2011 № 99-Фз «о лицензировании отдельных видов деятельности», и нет необходимости вносить дополнение в устав. Реклама медицинских услуг должна соответствовать ст. 24 закона № 38-ФЗ, которая имеет определенную специфику, и контроль над рекламой со стороны аптечной организации затруднен и маловероятен. в частности, «реклама <<…>> методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка <<…>> не допускается иначе как в местах проведения медицинских выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских <<…>> работников специализированных печатных изданиях» (ч. 8). 

3. Рекомендации врачей медицинского центра пациентам обращаться в конкретную аптечную организацию не являются рекламой, а создают и порождают: 

а) Дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное  положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами; 

б) Недобросовестную конкуренцию – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, в соответствии с пунктами 8 и 9 соответственно федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Реклама медицинских услуг в аптечной организации в представленном виде, предположительно, содержит признаки коррупции в соответствии с федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». понятие коррупции дано в п. 1 ст. 1: «…коррупция:

а) Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; 

б) Совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица». в соответствии со ст. 33 закона № 38-ФЗ и подпунктом 5.3.1.1 постановления правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» контроль соблюдения закона № 38-ФЗ, а также выявление случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции (подпункт 5.2.3 постановления № 331) возложены на ФАС. нельзя исключить, что при проведении мероприятий налоговым инспектором не будут подтверждены перечисленные основания и обнаружены новые для передачи материалов в суд. Нет гарантий, что рассмотрение дела в суде, например, по ст. 14.33 «недобросовестная конкуренция» или по ст. 19.28 «незаконное вознаграждение от имени юридического лиц» кодекса РФ об административных правонарушениях завершится в пользу аптечной организации.

 юрист, государственный советник I класса

На вопрос ответил:
Армен Гукасян, юрист, государственный советник I класса



Журнал "Российские аптеки" №12 2018

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.