Зона вашей ответственности
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Зона вашей ответственности

Работа аптеки не относится к опасным видам деятельности, однако несчастные случаи на ее территории не исключены. Во избежание нежелательных последствий, например исков со стороны пострадавших, нужно иметь четкое представление о порядке действий персонала в таких ситуациях. При несчастном случае в первую очередь необходимо позаботиться об оказании пострадавшему всей необходимой медицинской помощи, вплоть до доставки в медучреждение. Последующие действия руководства и персонала аптечной организации существенно различаются в зависимости от статуса потерпевшего. Ведь травму может получить как посетитель, так и сотрудник аптеки.

В соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, работодатель обязан провести расследование инцидента и составить акт по утвержденной форме. О случившемся необходимо сообщить родственникам получившего травму сотрудника, а также в Федеральный фонд социального страхования. Если несчастный случай произошел с двумя и более работниками, о нем должны быть также извещены Государственная инспекция труда и прокуратура. Комиссия по расследованию обстоятельств инцидента должна провести проверку в срок от 3 до 15 дней.

К материалам проверки необходимо приобщить внушительный комплект документов, в том числе: 

протокол осмотра места происшествия, а при необходимости – фото- и видеоматериалы, характеризующие состояние рабочего места протокол осмотра места происшествия, а при необходимости – фото- и видеоматериалы, характеризующие состояние рабочего места
выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшим требований охраны труда выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшим требований охраны труда
протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц
объяснения пострадавшего объяснения пострадавшего
медицинское заключение о характере и степени тяжести полученных им повреждений либо о причине смерти. медицинское заключение о характере и степени тяжести полученных им повреждений либо о причине смерти.
При несчастном случае в первую очередь необходимо позаботиться об оказании пострадавшему всей необходимой медицинской помощи, вплоть до доставки в медучреждение. Последующие действия руководства и персонала аптечной организации существенно различаются в зависимости от статуса потерпевшего. Ведь травму может получить как посетитель, так и сотрудник аптеки. 
Конкретный перечень необходимых материалов определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая (ст. 229.2 ТК РФ).
Кто виноват
Если причиной получения травмы стало грубое нарушение пострадавшим техники безопасности, совершение им противоправных действий, пребывание в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, данный несчастный случай не считается производственной травмой и не должен привести к каким-либо негативным последствиям для работодателя.

Если же травма получена не по вине пострадавшего, компании, скорее всего, придется заплатить ему компенсацию в связи с утратой здоровья. Данная обязанность работодателя, а также перечень и размер подобных выплат установлены Федеральным законом № 125-ФЗ от 24.07.1998. Выплата в большем, по сравнению с установленным законом 125-ФЗ, размере может быть произведена на основании соответствующих положений коллективного договора, если он подписан работодателем и профсоюзной организацией. Справедливости ради отметим, что на сегодняшний день профсоюзы существуют далеко не везде и необходимость их создания в каждой организации не предусмотрена на законодательном уровне.

Травма может быть получена работником в результате противоправных действий третьих лиц (попытка ограбления, хулиганство и т.п.). Если нарушители установлены правоохранительными органами и привлечены к ответственности, то после вынесения приговора судом с них можно будет потребовать выплаты компенсаций работнику и его работодателю. Речь идет прежде всего об оплате первых 3 дней нетрудоспособности, которая осуществляется за счет работодателя, о разнице между выплатами по нетрудоспособности и реальной заработной платой потерпевшего, а также о взыскании морального вреда.
Если пострадал покупатель
Требований к процессу фиксации и расследованию обстоятельств несчастного случая, в котором пострадал посетитель аптеки, будет существенно меньше. В частности, нет необходимости уведомлять о случившемся государственные органы. Тем не менее после оказания необходимой медицинской помощи нужно выяснить причины травмы, а также по возможности зафиксировать обстоятельства инцидента. Это необходимо сделать на тот случай, если потерпевший решит предъявить претензии к аптечной организации.

Также следует составить и направить руководителю аптеки докладную записку с описанием несчастного случая.

При наличии такой возможности стоит сохранить записи систем видеонаблюдения, подтверждающие изложенное. Это особенно важно, если пострадавший получил тяжелую травму, что может привести к возбуждению уголовного дела (в зависимости от конкретных обстоятельств в ход могут пойти такие статьи УК, как «оставление в опасности», «причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности» и др.). Наличие видеозаписи может предотвратить такое развитие событий, особенно в том случае, если она свидетельствует о виновных действиях самого потерпевшего.

Бывают ситуации, когда достоверно установить конкретного виновного не представляется возможным. Например, если покупатель упал на обледеневшем крыльце, ведущем одновременно в аптеку и в соседний магазин. В данном случае помочь может только видеозапись, которая покажет, что конкретный гражданин не направлялся именно в аптеку.

Если же несчастный случай произошел в торговом зале, мера ответственности каждой из сторон определяется только на основании поведения посетителя и действий персонала аптеки. Например, если человек упал и ударился, находясь при этом в нетрезвом состоянии, вина лежит полностью на нем, единственное, что требуется от аптеки, – оказать ему первую помощь. Если же на посетителя упал незакрепленный стеллаж либо он поскользнулся на мокром после уборки полу в отсутствие предупреждающих знаков – вина аптеки с большой долей вероятности будет доказана, и выплаты всех необходимых компенсаций ей не избежать.

Статья 1085 Гражданского кодекса РФ возлагает на причинителя вреда обязанность возместить потерпевшему утраченный заработок и моральный вред

 Кирилл Сайкин

Журнал "Российские аптеки" №11, 2018
 

Вам могут понравиться другие статьи:

Неплатежеспособные купюры для аптеки
По закону
Неплатежеспособные купюры для аптеки

Обязаны ли аптеки принимать поврежденные, ветхие или грязные купюры? В каких случаях купюра считается неплатежеспособной и как аргументировать отказ в ее приеме покупателю?

Подробнее
Рецепты на лекарственные средства, подлежащие ПКУ, от врача ИП
По закону
Рецепты на лекарственные средства, подлежащие ПКУ, от врача ИП

Может ли врач ИП выписывать рецепты на лекарственные средства, подлежащие ПКУ, на курс лечения свыше 30 дней? Может ли он иметь печать «Для рецептов»?

Подробнее
Невозможность продолжать работу из-за конфликта с покупателем
По закону
Невозможность продолжать работу из-за конфликта с покупателем

У коллеги произошел конфликт с покупателем, который оскорбил ее при других сотрудницах и посетителях. Она так расстроилась, что не могла продолжить работу некоторое время из-за ухудшения самочувств...

Подробнее
Покупатель недоволен качеством консультации фармспециалиста
По закону
Покупатель недоволен качеством консультации фармспециалиста

Покупатель, получив консультацию фармспециалиста, остался недоволен ее качеством и потребовал пригласить заведующего аптекой. Первостольник, зная, что последний в данный момент занят, отказала. В о...

Подробнее
Работа с персональными данными
По закону
Работа с персональными данными

С ними приходится сталкиваться постоянно – и работодателю, обрабатывающему и хранящему личную информацию сотрудника, и работнику, от которого требуется согласие или несогласие на ее использован...

Подробнее
Деление препаратов с QR-кодом по новому закону
По закону
Деление препаратов с QR-кодом по новому закону

Почему по новому закону нельзя делить препараты с кюар кодом? Все возмущены. Выслушиваем от посетителей аптек много неприятных слов. Крайние всегда первостольники.

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.