Top.Mail.Ru
Статьи для медицинских и фармацевтических специалистов
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

БЦЖ, корь и прочее коровье «наследство»

По традиции, в декабрьском номере журнала мы рассказываем о символе наступающего года с медицинской точки зрения. Бык, который по китайскому календарю ответственен за 2021-й, в этом смысле животное очень примечательное, интересное сразу по нескольким аспектам. 

Соседи по планете

Одомашнивание крупного рогатого скота (КРС) началось в Азии – там удалось приручить этих животных около 8 тыс. лет назад. В Европе процесс прошел позже – примерно 5–6 тыс. лет назад. На быках пахали и возили грузы, коров использовали в основном для получения молока. Впрочем, мясом, шкурами и прочим люди тоже не брезговали.


БЦЖ, корь и прочее коровье «наследство»


В некоторых культурах коровы стали священными животными, как в индуизме, да и Зевс в своих похождениях нередко оборачивался быком. А у отдельных народов они до сих пор представляют наиболее ценную собственность, которой в принципе может владеть человек. При этом у КРС всегда были не только свои болезни, передающиеся исключительно от животного к животному, но и те, которые прекрасно переходили на человеческую популяцию. Другой важный аспект – различные исследования и открытия, которые были сделаны либо с непосредственным участием буренок, либо на полученных от них биологических образцах.


Некоторые виды и породы крупного рогатого скота
Болезнь в подарок

Первая инфекционная напасть, которой с нами поделились коровы – это корь. У КРС есть своя чума, вирусное заболевание, вызываемое РКН-содержащим парамиксовирусом. В результате плотного контакта с одомашненными парнокопытными возбудитель периодически перескакивал на людей, но закрепиться долгое время не мог. Такие вспышки регистрировались еще в IV веке до н. э., не исключено, что Антонинова чума 165–180 годов имела коровью природу. Где-то между 1100 и 1200 годами новый возбудитель полностью отделился от чумы КРС, так и возникла корь, которая стала чистым антропонозом.


А чума, к слову, исчезла. Точнее, ее извели целенаправленными мерами ООН, ВОЗ и входящие в обе организации страны. Последний случай был зафиксирован в 2001 году, а 28 июня 2011 года было официально объявлено о полном искоренении заболевания. Это вторая инфекция, изгнанная с лица планеты за все время существования человечества. Первой была натуральная оспа, от которой Земля свободна с 1980 года.


Современная история связана, конечно же, с «коровьим бешенством», губчатой энцефалопатией КРС.


В 1920-х годах Ганс Герхард Крейцфельдт и Альфонс Мария Якоб описали неизлечимое заболевание ЦНС человека с образованием полостей в тканях мозга. Позже болезнь получила их имена. В 1950-х годах выяснилось, что виноваты в этом особые «инфекционные белки», прионы, абсолютно новый класс возбудителей, не похожий ни на один из существующих. За открытие прионных инфекций Карлтон Гайдузек в 1976 году был удостоен Нобелевской премии, еще одна высшая научная награда досталась Стенли Прузинеру в 1997 году – за изучение свойств прионов. 

Спасение человечества

Спасение человечестваМежду тем есть и светлое пятно в истории взаимоотношений человека и коровы. Эдвард Дженнер, родившийся в Англии, в Беркли, стал врачом и получил медицинскую степень по исследованию народных средств. Одним из таких средств, привлекших внимание Дженнера, была оспа доярок. Натуральная оспа тогда уносила сотни тысяч жизней за один визит, а доярки ею не болели. Оказалось, что они переболевали в легкой форме коровьей оспой, сыпь затрагивала только руки, после чего настоящая грозная инфекция им была уже не страшна. Дженнер решил провести эксперимент, взяв содержимое пузырька на вымени коровы и привив его здоровому человеку. Так 14 мая 1796 года родилась вакцинация (от латинского vacca – корова). Новая технология позволила человечеству загнать за забор популяционного иммунитета столбняк и дифтерию, эпидемический паротит и полиомиелит, корь и краснуху, гепатит В и коклюш. Сотни миллионов жизней были спасены.


В 1895 году Шарль Альбер Кальметт, французский врач, бактериолог и иммунолог, возглавил филиал Института Пастера в Лилле. Вместе с ветеринаром Жан-Мари Камилем Гереном они стали искать «противоядие» против туберкулеза, который собирал не менее страшную жатву, чем натуральная оспа.


Они взяли возбудителя бычьего туберкулеза Micobacterium bovis, вырастили ее на малопривлекательной для бактерии среде из желчи, картофеля и глицерина, после чего эта палочка потеряла всю свою вирулентность. В 1906 году Кальмет и Герен показали, что новую бациллу можно использовать в качестве вакцины – точно так же, как сделал в свое время Дженнер. Вакцинный штамм получил название BCG (бацилла Кальмета – Герена), и с 1921 года его начали использовать по назначению. В 1925 году Кальмет лично передал культуру бактерий в СССР иммунологу Льву Тарасевичу, изготовившему на ее основе вакцину БЦЖ-1, которая помогла существенно сократить заболеваемость туберкулезом на территории Советского Союза. БЦЖ используется до сих пор, причем у нее открывают новые свойства, например терапевтические, при раке мочевого пузыря.

Знаменитый гематоген, впервые выпущенный в Швейцарии в 1890-м, а в России – в 1917-м, изначально выглядел как микстура из бычьей крови и яичного желтка. Позже, с 1929 года, – 70%-ный раствор гемоглобина в глицерине и вине, и лишь после Второй мировой войны он приобрел привычную форму: плитки, содержащие бычий сывороточный альбумин.
Знаменитый гематоген, впервые выпущенный в Швейцарии в 1890-м, а в России – в 1917-м, изначально выглядел как микстура из бычьей крови и яичного желтка. Позже, с 1929 года, – 70%-ный раствор гемоглобина в глицерине и вине, и лишь после Второй мировой войны он приобрел привычную форму: плитки, содержащие бычий сывороточный  альбумин.

Даже в вакцине против вируса папилломы человека есть коровий след. В 1950-х годах шотландские ученые из Университета Битсона исследовали ветеринарную вакцину для защиты КРС от бычьей формы папилломавируса, которая может провоцировать образование злокачественных новообразований у коров. Выяснилось, что подход универсален и вполне может сработать и на людях. Что блестяще доказали австралийские ученые из Университета Квинсленда, разработавшие «человеческий» препарат для профилактики ВПЧ. Примерно по таким же лекалам действуют и исследовательские группы, работающие над иммунопрофилактикой малярии.


В конце 1970-х два исследователя сделали новаторское открытие, которое принесло им Нобелевскую премию по физиологии и медицине 2015 года.  

В конце 1970-х два исследователя сделали новаторское открытие, которое принесло им Нобелевскую премию по физиологии и медицине 2015 года. Доктор Уильям Кэмпбелл и профессор Сатоши Омура обнаружили, что ветеринарный препарат, используемый для лечения паразитозов у КРС, чрезвычайно эффективен и для защиты людей от онхоцеркоза, «речной слепоты», от которой до сих пор страдают до 120 млн жителей развивающихся стран. Так коровы косвенно поспособствовали разработке новой стратегии лечения этой тяжелой патологии. 


1. McDaniel C.J., Cardwell D.M., Moeller R.B. Jr, Gray GC. Humans and cattle: a review of bovine zoonoses // Vector Borne Zoonotic Dis. 2014;14(1):1-19. doi:10.1089/vbz.2012.1164. 2. Koch, Robert. An address on the combatting of tuberculosis in the light of experience that has been gained in the successful combatting of other infectious diseases // The Lancet, 1901. 158 (4065): 187–191. doi:10.1016/S0140-6736(01)85122-9. 3. McNeil C. Who invented the VLP cervical cancer vaccines? // Journal of the National Cancer Institute, 2006. 98 (7): 433. doi:10.1093/jnci/djj144. 4. Nathanson N., Wilesmith J., Griot C. Bovine spongiform encephalopathy (BSE): causes and consequences of a common source epidemic // American Journal of Epidemiology, 1997. 145 (11): 959–69. doi:10.1093/oxfordjournals.aje.a009064.

 

Алексей Водовозов

Журнал "Российские аптеки" №12, 2020

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.