Top.Mail.Ru
Статьи для медицинских и фармацевтических специалистов
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Дефицитная профессия

Недостаток квалифицированных сотрудников – постоянная проблема для большинства аптечных сетей. Решить ее в одночасье невозможно: необходим целый комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности вашей компании на рынке труда.


Приходилось ли вам сталкиваться с проблемой дефицита кадров, когда один сотрудник заболел, а другой находится в отпуске? Хорошо, если в аптеке есть заведующая, готовая закрыть собой пробел в расписании. А если такой возможности нет?


Или другая ситуация. Представьте себе рабочий поселок. Население меньше 5000 человек. Одна аптека на всю округу. Работает один-единственный человек и, конечно же, по сокращенному графику. Вакансия фармацевта там открыта уже больше двух лет! Как привлечь специалиста на это место, простимулировать его переезд?

На рынке труда

Аптечный рынок быстро растет, крупнейшие сети открывают сотни и тысячи аптечных точек в год и предпринимают огромные усилия для того, чтобы обеспечить их квалифицированным персоналом.


Так что спрос на провизоров и фармацевтов стабильно высок. А вот с предложением есть проблемы: количество выпускников фармацевтических вузов и колледжей сокращается на протяжении ряда лет, при том, что уровень их компетенции не устраивает работодателей1.  


К тому же далеко не все выпускники намерены оставаться в профессии. Эта ситуация характерна для современного рынка труда в целом: по данным HeadHunter, работу не по специальности выбирают свыше 40% выпускников вузов2. Что касается фармспециалистов, то многие из них считают более привлекательной и перспективной работу в фармацевтических компаниях. В результате рост конкуренции за квалифицированный персонал отмечает подавляющее большинство участников аптечного рынка3.


Дефицитная профессия

Ваши преимущества

Так как же заинтересовать кандидата, если одного уровня зарплаты недостаточно? Вот несколько советов:


Программы поощрения. Рассмотрите все доступные варианты мотивации, как материальной, так и нематериальной. Это могут быть поощрительные выплаты за выполнение квартального или годового плана, грамоты и именные благодарственные письма, доска почета и т.д.


Профессиональный рост. Обязательно используйте все возможности для обучения, повышения квалификации сотрудников. Практика «выращивания» специалистов внутри компании открывает перед соискателями новые карьерные перспективы и повышает вашу привлекательность в качестве работодателя.


ДМС, страхование жизни сотрудников – давно уже не редкость на рынке труда, они есть в большинстве крупных компаний.


Релокационный пакет. В случае если сотрудник требуется для работы в отдаленном населенном пункте, не лишним было бы предложить ему «подъемные». С большей долей вероятности он согласится на переезд, если будут предложены оплата проезда к месту работы, а также один или два безвозвратных оклада в качестве стартовой выплаты, которая поможет человеку адаптироваться и обустроиться на новом месте.


На этапе собеседования необходимо как можно подробнее изучить жизненную ситуацию будущего работника. Например, узнать о том, снимает он жилье или имеет собственное. Если снимает, можно предложить компенсацию аренды – пусть даже частичную. Ваша готовность принять деятельное участие в решении бытовых проблем сотрудников обязательно произведет благоприятное впечатление!


Ну и, конечно, все виды корпоративных мероприятий – компания, в которой работать не только выгодно, но и весело и интересно, – заведомо более привлекательный работодатель.


При условии длительного и последовательного применения перечисленные меры принесут положительный результат в долгосрочной перспективе. А для устранения острых кризисов, связанных с нехваткой персонала, полезно будет создать так называемую «летучую группу» – команду специалистов, готовую в любое время прий­ти на замену заболевшему или уволившемуся коллеге. Зачастую она формируется из сотрудников, готовых регулярно выходить на подработки. Поддерживать их «боевой дух» можно повышенными выплатами, компенсацией транспортных расходов, гибким графиком, возможностью выбирать наиболее подходящее место работы и т.д.


1. Осовицкая Н. HR-брендинг. Фокус на эффективность. Питер, 2017. 2. Исследование показало, сколько выпускников вузов работают по специальности. РИА Новости, 02.09.2019 (URL: https://ria.ru/20190902/1558146808.html, дата обращения – 10.01.2021). 3. На аптечном рынке выросла конкуренция за специалистов. Фармацевтический вестник, 23.06.2020 (URL: https://pharmvestnik.ru/content/articles/Na-aptechnom-rynke-vyrosla-konkurenciya-za-specialistov.htm..., дата обращения: 10.01.2021).

Анна Гуцеловская

Журнал "Российские аптеки" №1–2, 2021

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.