Как орангутан травой вылечился
«По СМИ и соцсетям пробежал один очень интересный сюжет. Человекообразная обезьяна вроде как целенаправленно использовала лекарственное растение и залечила полученную рану на «лице». Многие комментаторы стали говорить, мол, людям тоже надо так поступать. Разберем ситуацию подробнее».
Алексей Водовозов, научный редактор журнала, врач-терапевт, токсиколог, один из ведущих российских медицинских журналистов, лауреат профессиональных премий, автор книги «Лжедиагностика»
В желтой жаркой Азии
В одном из национальных парков Индонезии на площади 350 га располагаются торфяно-болотистые леса, в которых обитает много диких обезьян. С 1994 года ученые наблюдают за местными суматранскими орангутанами (Pongo abelii).
Самец суматранского орангутана, которого назвали Ракусом, впервые был замечен в марте 2009 года, однако основное внимание, которое в итоге вылилось в статью в журнале Scientific Reports1, он привлек к себе в июне 2022 года. Сначала ученые услышали голоса дерущихся самцов, а затем увидели Ракуса с последствиями этой драки – под правым глазом у него отсутствовал обширный фрагмент тканей.
Борнейские орангутаны избирательно поедали молодые листья Mezzetia sp., мякоть Dyera lowii и Ilex cymosa, листья Sclopia macrophylla – это сочетание растений используется в этномедицине для профилактики усталости
Дальнейшие события очень заинтересовали специалистов: орангутан стал использовать лекарственное растение для заживления раны, в результате через неделю о ней напоминал лишь небольшой свежий рубец. Соцсети запестрили комментариями о невероятной разумности Ракуса, даже о необходимости немедленно перенимать его опыт.
Не первый и не последний
С 1960-х годов в фекалиях шимпанзе находили целые листья, а в конце 1990-х удалось задокументировать необычное поведение: человекообразные обезьяны чуть ли не через силу жевали горькую сердцевину растений. Выяснилось, что это, по сути, натуральное антипаразитарное средство. Позже проводили специализированные исследования по теме и везде получили схожие результаты: высокоразвитые животные действительно занимаются самолечением.
У некоторых приматов удалось зафиксировать применение только одной модели для любой болезни, у некоторых – несколько для разных
По приматам накопилось столько информации, что ее даже удалось систематизировать, выделив пять вариантов поведения больных обезьян:
-
отказ от еды
-
тактика избегания (определенной пищи, загрязненной воды и пр.)
-
профилактика (поедание определенных растений с реальным профилактическим или поддерживающим здоровье эффектом)
-
лечение системное (поедание в том числе токсичных растений, но в небольших дозах, с целью борьбы с проявлениями болезни)
-
лечение топическое (прикладывание частей растений к повреждениям на теле или размещение в «доме» в качестве фумигантов)
Обезьянья аптека
Глотание целых листьев широко распространено у шимпанзе, бонобо, горилл и белоруких гиббонов. Интересно, что растения для лечения они выбирают специально, их использование не коррелирует с распространенностью в окружающей среде, то есть ведется целенаправленный поиск. Так, шимпанзе ищут и жуют горькую сердцевину Vernonia amygdalina. Это растение – основной овощ в супах и тушеных блюдах различных культур экваториальной Африки, для уменьшения горечи их промывают и сушат. В чистом виде применяется как замена хмеля при приготовлении пива. Молодые листья используются в африканской народной медицине как противоглистное, противомалярийное, слабительное, отхаркивающее средство и даже как стимулятор фертильности у женщин с бесплодием.
Vernonia amygdalina
Несмотря на круглогодичную доступность растения для обезьян, такой способ поедания носит строго периодический характер, достигая пика в сезон дождей, когда чаще всего и происходит заражение червями. Поскольку Vernonia amygdalina неравномерно распространена в своем ареале, животным часто приходится активно адаптировать свои обычные маршруты путешествий, чтобы получить доступ к растению.
Zingiberaceae
Есть несколько сообщений, свидетельствующих о том, что борнейские орангутаны (Pongo pygmaeus) преднамеренно поедают растения, которые используются в народной медицине. В Сабахе (Малайзия) была замечена тяжелораненая самка борнейского орангутана в возрасте от 4 до 5 лет, поедающая листья и стебель имбиря (Zingiberaceae) – известного лекарственного средства с антибактериальными, противовирусными и противогрибковыми свойствами.
Топические средства
А что насчет местного применения? Это тоже не новость. Появляется все больше доказательств применения орангутанами биологически активных растительных соединений при кожных проблемах. В торфяно-болотистом лесу Сабангау в Центральном Калимантане две взрослые самки и одна самка-подросток борнейских орангутанов жевали листья Dracaena cantleyi в течение трех-пяти минут, а затем втирали полученную зелено-белую пену в верхние и нижние конечности в течение 35 минут.
Десять лет спустя исследование подтвердило точно такое же поведение еще у шести взрослых самок и одного самца из той же популяции. Эти действия выглядели преднамеренными, поскольку обрабатывались только определенные части тела, процедура повторялась несколько раз, пока шерсть полностью не намокла, весь процесс занимал значительное количество времени. При этом никогда не наблюдалось, чтобы орангутаны проглатывали разжеванные листья Dracaena cantleyi. Фармакологический анализ показал, что Dracaena cantleyi ингибирует TNFα-индуцированную выработку провоспалительных цитокинов, действуя как противовоспалительный агент.
Dracaena cantleyi
Метод Ракуса
После раны, полученной в драке с другими самцами 22 июня 2022 года, за орангутаном удалось понаблюдать 25, 26, 28 и 30 июня, 5 и 16 июля и 5 августа. 25 июня Ракус начал жевать стебель и листья лианы Fibraurea tinctoria. Орангутаны в той местности редко используют растение в пищевых целях (0,3% всех зафиксированных кормлений). Самец разжевывал массу в течение 13 минут, после чего стал наносить образовавшийся сок на рану.
Процесс подготовки листьев к использованию
Подобная процедура повторялась несколько раз, продолжалась примерно по 7 минут. Затем Ракус намазал всю рану мякотью растения, полностью закрыв ее. Наблюдения в последующие дни не выявили признаков инфицирования раны, а к 30 июня рана на лице уже закрылась. К 19 июля дефект выглядел свежезарубцевавшимся.
Наблюдатели также отметили, что Ракус после ранения отдыхал больше, чем обычно, что может положительно повлиять на заживление ран, поскольку во время сна увеличивается высвобождение гормона роста, ускоряется синтез белка и деление клеток. То есть он не только грамотно проводил местную терапию, но и соблюдал своеобразный постельный режим.
Почему действия Ракуса можно считать целенаправленными? Во-первых, он выборочно обрабатывал именно рану, а не другие части тела. Во-вторых, действия повторялись, пока рана не зажила, и прекратились после ее рубцевания
Целебная лиана
Откуда Ракус знал, что нужно делать, – вопрос открытый. Его вполне могли научить родители или он мог даже сам подсмотреть. Примерно так накапливались медицинские знания и у ранних людей – пробуем, смотрим на эффект, запоминаем, что так делать надо (ну или не надо, тут как повезет). В результате в знаниях некой группы закрепляются действительно лекарственные растения.
Таймлайн заживления раны на голове Ракуса
Fibraurea tinctoria применяется в некоторых традиционных медицинах, причем в ход идут все части. Ею лечат дизентерию, малярию и даже диабет. Фармакологический анализ химических соединений растения показывает наличие фуранодитерпеноидов, которые действительно обладают антибактериальной, противовоспалительной и даже противораковой активностью.
Листья лианы Fibraurea tinctoria
Кроме того, обнаружена высокая концентрация алкалоида протоберберина (присутствует, например, в барбарисе), у которого еще более впечатляющий перечень эффектов, и алкалоида пальматина, менее знаменитого. Если суммировать эти данные, можно предположить, что кашица из растения могла сработать как ранозаживляющее.
Нужно ли нам всем немедленно начинать жевать лианы? Нет. Мы вполне можем выделить оттуда активные компоненты и превратить их в чистое лекарство с управляемыми прямыми и побочными эффектами. Потому что мы чуть дальше продвинулись в своем развитии, чем орангутан. Но случай с Ракусом показательный, у «зеленой аптеки» действительно есть очень неплохой потенциал. Фармакогнозии работы хватит надолго.
1. Laumer I.B., Rahman A., Rahmaeti T., Azhari U., Hermansyah, Atmoko S.S.U., Schuppli C. Active self-treatment of a facial wound with a biologically active plant by a male Sumatran orangutan // Sci Rep. 2024 May 2;14 (1): 8932. doi: 10.1038/s41598-024-58988-7.
Журнал "Российские аптеки" № 6, 2024 г.
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.