Top.Mail.Ru
Когда он заговорит?
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Когда он заговорит?

«А моя в это время уже болтала», «Еще не говорит, странно!» – удивляются окружающие, погружая родителей в раздумья. Что такое задержка речевого развития (ЗРР), какие методики коррекции существуют и насколько они эффективны?


Развитие ребенка проходит определенные этапы. И овладение речью является одним из самых важных. Только подразумевать под этим термином нужно не звуки или слова, которые произносит малыш, а акт коммуникации с другим человеком, диалог, причем с компонентами  невербального (неречевого) общения.




Как развивается речь

1. Первый этап формирования навыков коммуникации – интерес к лицу, жестам, голосу взрослого человека – наблюдается уже у младенцев в возрасте до полугода. 


2. Развитие навыков невербального общения. Ребенок все чаще обращается к родителям за помощью в разных ситуациях, смотрит в сторону взрослого, пытается привлечь внимание и показать, что ему нужно. 


3. Произнесение первых слов (с года до полутора лет), в том числе и лепетных, которые обозначают конкретные предметы, но непонятны никому, кроме близких. Ребенок еще и не говорит, но речь уже понимает. Если этот этап не наступает, то логопеды-дефектологи рекомендуют родителям обратить внимание на качество общения с малышом. Ведь если мама не комментирует окружающую действительность, не рассказывает, какие звуки издают животные и т.д., ребенку неоткуда будет взять пример для собственной речевой активности.


4. После двух лет малыш достаточно зрел для того, чтобы самостоятельно говорить слова и простые предложения из двух-трех компонентов (дай мяч; мама, дай пить; хочу домой). 


5. Следующий этап – расширение активного словаря ребенка, которое продолжается в течение всей жизни.

Помощь специалистов

Логопед определяет речевое развитие ребенка, выявляет уровень сформированности основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики, связной монологической речи и звуко-произношения.


Нейропсихолог, специалист в области мозговой организации психических процессов, расскажет об индивидуальных особенностях малыша. Такая  диагностика помогает выявить причины отставания или неравномерности развития с помощью тестовых заданий, которые показывают степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга.

Психолог сможет увидеть эмоциональные проблемы, мешающие ребенку заговорить: повышенная тревожность, травмы, стрессы и т.д. И при их наличии скорректировать сложившуюся ситуацию, помочь справиться с трудностями.


Сурдолог проверит слух ребенка и точно ответит на вопрос, слышит он все звуки речи или нет


Заключение о ЗРР ставится в период от 1,5 до 3–3,5 лет, далее оно будет звучать иначе  в зависимости от специфики нарушения.


Сурдолог проверит слух ребенка и точно ответит на вопрос, слышит он все звуки речи или нет. 


Невролог, психиатр или психоневролог– к ним обращаются, чтобы выявить возможные органические причины недоразвития речи. Это врачи, которые лечат только медикаментозно.  Но специалисты всегда рекомендуют параллельно с курсом лечения проходить и развивающие занятия. 

Типы и причины ЗРР

Функциональная задержка речевого развития (интеллектуальное и психомоторное соответствуют норме)


  • педагогическая запущенность. Полностью корректируется, остаются незначительные проблемы звукопро­изношения
  • соматическая ослабленность. Задержка речи, вызванная острым,  хроническим заболеванием  конституциональная ЗРР


Органическая (разнородная группа, в которую включены различные виды поражения ЦНС во внутриутробном периоде, во время родов) 


  • ЗРР алалического характера
  • ЗРР дизартрического характера
  • ЗРР, обусловленные нарушениями слуха.*
*Классификация задержек речевого развития различного генеза. Карелина И.Б. Специальное образование.
№ XI / том II / 2015
Коррекционные методики

Fast forword – переводится как «быстрослов». Ее цель – тренировка слухового восприятия, которое создает основу для формирования речи. А многократное повторение сложных фонем, замедленных изначально и ускоряемых  до нормальной скорости, развивает речевой центр мозга, увеличивает зону коры, ответственной за языковые функции.


Forbrain® – специальные наушники, тренирующие  обработку мозгом слуховой информации. Конструкция учитывает все аспекты передачи и обработки звукового сигнала. Для этого используется вибро-устройство, усиливающее костную проводимость,  и специальный динамический фильтр, обогащающий звучащую речь высокими частотами.


Timocco – двигательно-визуальная программа, разработанная специалистами из Израиля в 2009 г. Она направлена на развитие моторных и когнитивных навыков, таких, как билатеральная координация (сообщение работы двух полушарий мозга), координация глаз – контроль положения тела в пространстве, коммуникация.


Томатис – особым образом подобранные комбинации звука. Они тренируют орган слуха, тем самым заставляя мозг работать быстрее, четче и эффективнее. Цель метода в том, чтобы повторно обучить человека процессу слушания. Это, в свою очередь,  стимулирует деятельность мозга и улучшает многие способности (к освоению языков,  коммуникабельности, творчеству, социальной адаптации).


Нейропсихологическая коррекция наиболее универсальна. Она включает в себя комплекс специальных психологических методик, которые могут переструктурировать нарушенные функции мозга и создать компенсирующие средства для самостоятельного обучения и контроля поведения. После подобных занятий малыш становится уверенней в себе, учится контролировать эмоции, концентрировать внимание и исправлять допущенные ошибки. Считается, что коррекция необходима не только детям с выявленными нарушениями психических функций, но и любому ребенку, который готовится идти в детский сад или школу. 

Он будет говорить на языке, который внимательно впитывал из внешнего окружения
Все методики эффективны и научно обоснованы, но у каждой свои особенности, и только специалист поможет выбрать подходящую.
В поисках  профессионала

Родители теряются в многообразии услуг и подходов, предлагаемых центрами развития. Сложно поначалу понять, грамотен ли человек, которому доверяешь ребенка. Определенно нужно искать другого специалиста, если вам говорят:  

За месяц мы все исправим. Никто и никогда не сможет сказать, сколько времени займет коррекционный процесс. Поскольку задержка речевого развития– проблема многогранная, и решить ее быстро, а тем более в точно определенный срок, не получится.


Не надо проводить дополнительных обследований, мне и так все понятно.Профессионал всегда понимает, что он один не увидит всей картины и желательно мнение других специалистов и/или врачей. Это позволит лучше разобраться в специфике проблем ребенка, а значит,  грамотно подобрать методы коррекции.


Приходите через полгода, пока рано. В раннем возрасте каждый месяц на счету, так как развитие речи тесно связано с формированием мышления, и упущенное время будет сложно нагнать.

Освоение языка

"Он будет говорить на языке, который внимательно впитывал из внешнего окружения. Он начнет с невероятным усердием формировать звуки, затем слоги и, наконец, слова. Силой своей воли он создаст те функции, которые будут служить ему для связи с миром, чтобы стать совершенно новым существом" Мария Монтессори

Он будет говорить на языке, который внимательно впитывал из внешнего окружения



Инна Петрова, коррекционный педагог, нейропсихолог

Журнал "Российские аптеки" №6, 2017

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.