Top.Mail.Ru
Кто хочет жить вечно?
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Кто хочет жить вечно?

Тема борьбы со старением и биохакерства не сходит со страниц соцсетей. Энтузиасты уже сейчас предлагают приобретать специальные устройства или наборы чудо-таблеток. А что делает в этом направлении официальная наука?

Череда проб и ошибок

Мы по-прежнему плохо представляем себе, почему запускаются механизмы старения и как они влияют на организм на всех уровнях – молекулярном, клеточном, тканевом, органном и системном. Наши знания все еще разрозненны, поэтому применение их на практике может повлечь за собой самые непредсказуемые последствия. Тем не менее попытки усовершенствовать человеческий организм, чтобы сделать его более долговечным, предпринимаются уже не первое десятилетие.


Например, один из величайших российских ученых, лауреат Нобелевской премии за работы в области иммунитета Илья Мечников считал источником всех бед толстую кишку. В этом с ним были согласны древнеегипетские бальзаматоры, которые, вскрывая тела перед мумификацией, наблюдали гниение, распространявшееся на организм именно из этого органа. Первые пробиотики, обнаруженные Мечниковым в кисломолочных продуктах, предназначались для уничтожения «гнилостной флоры» в толстой кишке, однако на самое радикальное средство – удаление концевого участка кишечника – ученый так и не решился.

 

Например, один из величайших российских ученых, лауреат Нобелевской премии за работы в области иммунитета Илья Мечников считал источником всех бед толстую кишку.


В 70-х годах XX века появилось другое поветрие – превентивное удаление аппендикса. Он считался однозначным рудиментом, абсолютно ненужным органом, а воспаление – аппендицит – было довольно грозным заболеванием даже в эру антисептики и антибиотиков. Со временем выяснилось, что и Мечников, и сторонники аппендэктомии «на всякий случай» ошибались. Толстая кишка чрезвычайно важна для нашей жизнедеятельности, там обитает такое количество бактерий-симбионтов, что в пересчете на штуки клеток возникает вопрос – это еще кто в ком живет. А аппендикс, похоже, не просто бесполезный отросток, он хранит в себе «резервную копию» микробиоты кишечника, именно отсюда она восстанавливается после диареи или применения антибиотиков, именно здесь юные Т-лимфоциты учатся отличать «своих» от «чужих». 


Примерно также дело обстоит и с другими якобы мешающими оставаться нам вечно молодыми факторами. Например, модный тренд – сенесцентные клетки. Размножение каждой зрелой клетки нашего организма ограничено пределом Хейфлика – после примерно трех десятков циклов деления она замирает в загадочном состоянии, сенесценции. Жизненные процессы внутри идут активно, метаболиты наружу выделяются в большом количестве, но репродукции не происходит. Казалось, вот он, ключ к долголетию, достаточно пробудить сенесцентные клетки, и мы получим практически безграничный резерв обновления тканей и органов.


Но нет, выяснилось, что замирание происходит не просто так: слишком много ошибок копирования ДНК накапливается, слишком много клеточного «мусора» образуется. Но давайте тогда уничтожим застывшие образования! Пусть питательные вещества идут молодым и здоровым. Опять нет. Сенесцентные клетки удерживают соседей от срыва в неконтролируемое деление, то есть в злокачественную опухоль. Без негативных последствий для организма избавиться от них не получится.

Бить на взлете

Современная научная концепция продления жизни базируется на двух основных принципах:


  • устранение известных факторов риска, то есть первичная и вторичная профилактика

  • раннее применение наиболее эффективных средств и методов лечения заболеваний, способных сократить продолжительность жизни или снизить ее качество 


Ожидаемая продолжительность жизни людей

Такой подход позволил существенно увеличить ожидаемую продолжительность жизни при рождении, удвоив ее за последние 100 лет (табл.).


В первую группу мероприятий, помимо известных всем «полноценного питания, отказа от курения и алкоголя, физической активности», входит также целый ряд неочевидных, но не менее эффективных вещей. Например, прививки. А также назначение антиагрегантов-антикоагулянтов (варфарин, ацетилсалициловая кислота, ривароксабан) и статинов (аторвастатин, розувастатин, симвастатин) людям, перенесшим инсульт или инфаркт.


Вторая группа мероприятий – максимально быстрая постановка правильного диагноза и выбор максимально эффективной терапии. В этом помогает в том числе и такой инструмент, как доказательная медицина, ранжирующая различные лекарства и методики по качеству подтверждающих их эффективность исследований. Например, назначение инсулина при сахарном диабете 1-го типа превращает это тяжелое инвалидизирующее заболевание просто в одно из проявлений жизни. 

Нобелевскую премию 2018 года получил подход, позволяющий разблокировать противоопухолевую активность иммунитета. На этом принципе созданы и выведены на рынок моноклональные антитела ипилимумаб, пембролизумаб и ниволумаб, справившиеся в том числе с метастатической меланомой (IV стадия опухоли).
Люди с СД1 живут не меньше остального населения, создают семьи, рожают детей, занимаются спортом и выигрывают Олимпийские игры. То же самое относится к онкологическим заболеваниям: максимально раннее вмешательство позволяет устранять опухоль и выводить пациента на длительную ремиссию. Так, при некоторых формах В-клеточных лимфом высокую эффективность показала CAR-T, технология применения химерного антигенного рецептора, реализованная в препаратах «Кимрайя» и «Йескарта».

Нобелевскую премию 2018 года получил подход, позволяющий разблокировать противоопухолевую активность иммунитета. На этом принципе созданы и выведены на рынок моноклональные антитела ипилимумаб, пембролизумаб и ниволумаб, справившиеся в том числе с метастатической меланомой (IV стадия опухоли). 

Подходы и перспективы

Если говорить о лабораторных подходах к продлению жизни, то здесь ситуация не столь  радужная. Многие концепции отвергаются после десятилетий проверок, как, например, произошло с антиоксидантами – попытки сделать из них «таблетки от старости» привели к обратным результатам, экспериментальные животные жили в среднем меньше своих сородичей, чаще болели и в целом хуже себя  чувствовали.


Эпигенетика. Одна из популярных на сегодня концепций старения – эпигенетическая, согласно ей за этим процессом стоит включение «взрослых» генов и отключение тех, активность которых пришлась на внутриутробное развитие или период роста примерно до подросткового возраста. «Откатить настройки до заводских» – идея привлекательная, однако пока что у нас  нет технических возможностей, позволяющих избирательно воздействовать на сотни генов.


Метформин. Модельные животные на этом препарате жили на 40% дольше, что позволило ученым с оптимизмом смотреть в человеческое будущее метформина. Однако механизм его действия до сих пор так и не изучен, мы точно не знаем, как действует эта молекула. Проводятся клинические исследования с 3 тыс. добровольцев, но их дизайн не позволит отделить эффект препарата от других важных факторов, таких как соблюдение режима дня, физическая активность, рациональное питание и пр.


Омоложение состава крови. Подход, известный еще с древних времен и внезапно получивший второе рождение на волне современного интереса к продлению жизни. Снова позитивные результаты только in vivo – переливание плазмы крови молодых мышей старым, а также введение старым мышам плазмы пуповинной крови человека показало улучшение молекулярных признаков старения и когнитивных показателей. Однако при переходе к человеку опять не удалось повторить этот успех. В исследовании на пациентах с болезнью Альцгеймера ни у одного из них не наблюдалось когнитивных улучшений.


Стволовые клетки. Действительно обладают регенеративным потенциалом, способны сами мигрировать в область повреждений и у животных показывали эффективность в лечении множества заболеваний, в том числе замедляя старение. Однако при переходе к клиническим исследованиям эффективности не удалось добиться почти нигде. Изучалось и применение стволовых клеток конкретно против старения – и тоже с нулевым результатом.

Как жить с этим знанием?

Позитивно. Выполняя те простейшие рекомендации, которые действительно позволяют не сокращать отведенные человеку годы или существенно улучшить их качество: полноценное питание, достаточная физическая активность, отказ от вредных привычек.


С большим скептицизмом следует относиться к заявлениям:


  • скоро будет «взломана» программа старения

  • «таблетка от старости» появится в аптеках через 3–5 лет

  • ученые совершили революцию в области борьбы со старением

  • исследователи нашли нестареющее животное, теперь его секреты можно будет применить на людях

  • я принимаю метформин, витамины (нужное подставить), потому что об их пользе пишут в Интернете, все делайте то же самое, будете жить вечно.

Мы еще в самом начале длинного пути понимания процессов старения и попыток влияния на него без жертв и разрушений.

Алексей Водовозов

Журнал "Российские аптеки" №1-2, 2019

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.