Лучше помогите материально

Давайте будем реалистами. В наш прагматичный век люди редко работают за идею – все больше за деньги. Причем за зарплату они просто выполняют свои обязанности, а трудовые подвиги совершают за дополнительные бонусы. Как правильно использовать материальное стимулирование, чтобы повысить мотивацию сотрудников и не разориться?
Плюсы материального стимулирования
-
Работники видят конкретный результат своего труда, выраженный в цифрах
-
Они готовы брать на себя дополнительные обязанности и перерабатывать, зная, что это будет вознаграждено
-
В коллективе появляется соревновательный дух и здоровая конкуренция
-
Сотрудники сплачиваются в стремлении достичь общей цели
-
Наиболее результативные работники становятся наглядным примером для остальных
Минусы материального стимулирования
-
Нужны дополнительные средства для премиального фонда
-
Руководство может подходить к начислению премий субъективно
-
Некоторые работники могут «тянуть одеяло на себя», необоснованно претендуя на премии
-
Далеко не все сотрудники готовы к дополнительным обязанностям и переработкам
-
Отмена бонусов приводит к резкому снижению мотивации, люди начинают выполнять с неохотой даже обычные трудовые обязанности
-
Существенная разница в доходах может приводить к конфликтам в коллективе
Золотая середина
Система премирования должна быть прозрачна и понятна всем сотрудникам. Им нужно знать, как и за что они получают вознаграждение, за что поощряют других и при каких обстоятельствах премии можно лишиться. Важно, чтобы справедливость решений руководства не вызывала сомнений и споров в коллективе.
Тщательно рассчитывайте объем бонусов и премий. Слишком маленькие разочаровывают и снижают мотивацию. Но и избыточное вознаграждение ни к чему хорошему не приведет: работник либо будет «почивать на лаврах», прекратив стремиться к новым достижениям, либо будет рассчитывать на еще более крупное поощрение, чего вы ему, скорее всего, обеспечить не сможете.
Старайтесь подходить к премированию дифференцированно. Поощряйте подчиненных только за конкретные результаты и ни в коем случае не премируйте «за компанию» тех, кто в общем деле не участвовал.
Люди любят получать поощрения регулярно, и чем чаще – тем лучше. Поэтому премии лучше выплачивать ежемесячно, а бонусы сделать ежеквартальными.
Когда материальное нематериально
Получение денежного вознаграждения воспринимается работником как оплата уже сделанной работы и далеко не всегда стимулирует его на дальнейшую деятельность. К тому же к регулярным выплатам наступает привыкание, и, не получив ожидаемого, сотрудник может уволиться или перестать должным образом выполнять свои обычные обязанности.
Альтернативная форма материального поощрения – так называемый социальный пакет.
В зависимости от финансовых возможностей компании в него могут входить:
-
организация бесплатного питания
-
компенсация транспортных расходов
-
покупка форменной одежды
-
скидки на весь ассортимент аптеки
-
бесплатное обучение и повышение квалификации
-
медицинская страховка
-
подарки от компании на день рождения или праздники
-
коллективные поездки на отдых
-
пригласительные билеты на праздники для детей сотрудников.
Премии, как правило, выплачиваются по результатам работы за определенный период, например ежемесячно. Зависят от производственных заслуг работников и часто – личного отношения к ним начальства.
Бонусы обычно носят разовый характер, например, это знаменитая «13-я зарплата». Размер бонуса чаще всего определяется профессиональными качествами сотрудника и может быть оговорен при приеме на работу.
Снежана Шабанова