Наша оптика неидеальна

Наш эксперт: Сергей Геннадьевич Хомяков, доктор медицинских наук, руководитель отделения офтальмологии Клинического госпиталя на Яузе
Какое место в структуре общей заболеваемости в России сейчас занимают болезни глаз? Какие нарушения зрения среди них преобладают?
– В среднем это 7–14%, 130 случаев на каждую тысячу человек (по данным материалов IX российского Общенационального офтальмологического форума (12–14 октября 2016 года). Наибольшее значение имеют катаракта, глаукома, близорукость и травмы глаз – главные нозологические группы, которые определяют медико-социальную значимость проблемы. На протяжении последних 5–10 лет эти цифры практически не меняются, различаясь лишь по регионам страны, что связано и с возрастным составом населения, и с доступностью офтальмологической помощи, и с уровнем оснащенности медучреждений.
Заболеваний глаз стало больше? Развиваться они начали раньше?
– Нет, скорее мы начали их лучше выявлять благодаря увеличившейся доступности современных технологий. Апгрейд оборудования происходит каждые 5 лет, появляются приборы, с помощью которых мы обнаруживаем тонкие изменения на самых ранних стадиях. Да и сами заболевания, безусловно, претерпевают некий патоморфоз. Та же гипертоническая ангиопатия в той форме, которую описывали около 100 лет назад, сейчас практически не встречается, потому что нет и таких запущенных форм артериальной гипертензии. Синдром сухого глаза (ССГ) раньше диагностировали лишь в крайне тяжелой форме – в виде ксероза. А сегодня мы имеем возможность своевременно поставить диагноз, инструментально оценивая как объем слезы, так и стабильность слезной пленки. Например, если в ней недостаточно жира, то она будет рваться и при условии, что слезы достаточно. Кроме того, появился запрос от пользователей ПК и гаджетов, которых не устраивает качество их зрения. Сейчас все больше людей приходит на раннюю диагностику, и мы выявляем у них такие тонкие нарушения, с которыми раньше бы сказали: у вас все нормально, идите. Так что я не думаю, что быстрее развиваются заболевания, просто они стали лучше выявляться, появились новые их формы как в результате патоморфоза, так и вследствие развития информационных технологий.Какие из факторов риска ухудшения зрения имеют наибольшее значение?
– Есть неустранимые факторы риска, с которыми мы пока поделать ничего не можем, – это наследственность и время. После 35–40 лет практически у всех меняется оптика глаза, что четко ощущается при работе на близком расстоянии. Люди должны понимать, что к 90 годам у всех будет катаракта той или иной степени выраженности. Таковы закономерности старения глаза, но мы можем это эффективно лечить. Среди устранимых на 1-е место я бы поставил средовые факторы – свет и экотоксиканты в широком смысле слова. На 2-м месте поведенческие – двигательная активность, питание, курение и стресс.Почему свет?
– На сегодняшний день есть данные, что, например, продолжительное действие голубого света экранов мониторов не так безопасно: он фототоксичен для сетчатки глаза и запускает изменения в циркадных ритмах. Поэтому его регуляция является важным фактором сохранения долголетия. Уменьшить поток этого света можно, используя специальные светофильтры. Вреден и избыток ультрафиолета. Он негативно влияет на сетчатку, приводит к специфическим изменениям в переднем отделе глаза (растет риск катаракты), к возрастной макулярной дегенерации (ВМД). Впрочем, плох и недостаток дневного света. Так, отсутствие активности на свежем воздухе – научно доказанный фактор развития близорукости у детей.А в какой степени влияет на здоровье глаз образ жизни?
– Есть данные, что табакокурение на 40% увеличивает риск развития катаракты. Длительное пассивное курение в этом смысле не менее опасно. Сочетание фототоксического повреждения сетчатки и неправильного питания тоже является фактором риска. Стресс – спусковой крючок многих заболеваний. Кто-то его заедает, что ведет к ожирению, кто-то курит больше обычного – вот, пожалуйста, биохимическая основа для появления катаракты и ВМД.
После 30 лет проверять зрение нужно ежегодно
Какие профилактические меры можно назвать основными?
– Это прежде всего сохранение соматического здоровья, использование очков со специальными светофильтрами (для защиты от УФ, от излучения экрана компьютера), правильная коррекция оптических аномалий. Ношение очков – важная превентивная мера, только не надо рассматривать их как галантерейный товар. Линза – это такое же лекарство для глаза. Она исправляет аномалии диоптрийного аппарата, регулирует световой поток посредством разных светофильтров и защищает глаза от механических повреждений. Современные светофильтры относительно недавно появились в салонах и отделах оптики, их надо спрашивать и предлагать.Чем глубже мы понимаем тот или иной патологический процесс, тем больше выявляем факторов, на которые можем влиять и проводить своевременную профилактику
Одно из популярных средств коррекции зрения – контактные линзы. Каковы их преимущества?

Однодневные мягкие линзы лучше?
– В целом – да. Меньше риск инфицирования, лучше материалы и дизайн. Но и они имеют свои ограничения: индивидуальные особенности оптики конкретного пациента, тот же ССГ. Но в этом случае можно использовать жесткие контактные линзы из кислородопроницаемых материалов и совместно применять специальные средства для улучшения переносимости КЛ.Используются ли линзы при возрастной дальнозоркости?
– Да, есть методики применения КЛ для коррекции подобных аномалий зрения, но, как правило, здесь все же более применимы очки. Особенно при ВМД, когда утрачивается центральная зона. Есть другие способы коррекции ВМД – интраокулярные линзы с призматической составляющей, которые смещают поток света на относительно здоровую область сетчатки.Хотя и появились сведения о генотерапии некоторых заболеваний сетчатки глаза, в клиническую практику эти методы еще не вошли
А вот катаракту лечат только хирургически, верно?
– Да. Важно, чтобы провизоры знали: на сегодняшний день нет ни одного препарата со сколь-нибудь значимой доказанной антикатарактальной эффективностью. Приходят пациенты почтенного возраста в аптеку и начинается – покапайте то, другое… Не надо терять время: катаракта лечится только хирургическим путем, и операция проводится в любом возрасте.А что можно сказать о БАДах?
– Среди них действительно есть средства с научно доказанной эффективностью. Лютеин и зеаксантин – жизненно необходимые для сетчатки вещества, которые тормозят прогрессирование ВМД. Это научно доказано в крупных рандомизированных исследованиях. Так что БАДы как раз необходимо предлагать, в том числе и в качестве дополнения к офтальмологическим препаратам. А при выборе конкретного средства нужно обращать внимание на концентрацию лютеина и зеаксантина, а также на присутствие в составе других, не менее важных веществ – например, ресвератрола и полиненасыщенных жирных кислот.
Какие из современных ЛС оказали наибольшее влияние на прогресс в офтальмологии?
– Прежде всего это препараты для лечения глаукомы (простагландины). Они оказались настолько эффективными, что в последние 15–20 лет даже изменили структуру глазных операций. Благодаря тому, что препараты этого класса тормозят прогрессирование глаукомы, число хирургических вмешательств сократилось в десятки раз за прошедшее десятилетие. Они доступны, мы их активно назначаем. Вторая группа – препараты, тормозящие рост сосудов. Это, по сути, хирургия сетчатки без ножа и лазера. Они изменили структуру лазерных вмешательств при диабетическом макулярном отеке, ВМД и кровоизлияниях, связанных с тромбозом вен сетчатки при гипертензивных поражениях. Прекрасно показали себя препараты 4-го поколения фторхинолонов (для лечения тяжелых инфекций). В дальнейшем разработки скорее всего будут вестись в области генно-инженерных субстанций. Ожидаем мы и совершенствования технологий доставки лекарства в глаз, в том числе и с помощью контактных линз, глазных пленок, и появления новых ЛП с пролонгированным действием.Ваше пожелание читателям…
– Каждый должен себя любить, правильно себя вести, и тогда будет все хорошо не только с глазами. После 30 лет рекомендую проводить раз в год при нормальной остроте зрения офтальмологический сheck-up. Если есть показания или предрасположенность к определенному виду заболевания, то начать наблюдения нужно гораздо раньше, с раннего дошкольного возраста, и консультироваться один раз в полгода.
Беседовала Ольга Смирнова
Фото предоставлено Клиническим госпиталем на Яузе
Журнал "Российские аптеки" №21, 2016
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.