Никотин: биохимия зависимости
Пути проникновения
Потребитель никотина может вводить его в организм множеством способов. Наиболее распространены различные виды табакокурения. Сигареты, самокрутки и кальяны курят затягиваясь, то есть дым поступает в легкие. Это обеспечивает быстрое всасывание действующего вещества и наступление эффекта: никотин достигает мозга примерно за 7–10 секунд. Поэтому такой способ «доставки» оказывается наиболее аддиктивным.При курении трубок и сигар дым втягивают лишь в ротовую полость, поскольку он обладает сильной щелочной реакцией и раздражает бронхи. При всасывании через слизистую оболочку рта никотин проникает в кровоток медленнее и в меньшем объеме, поэтому трубки и сигары курят подолгу и зависимость от них (но не последствия для здоровья!) считается несколько более слабой, чем от сигарет.
Намного реже табак жуют (закладывают за губу или щеку) или принимают в виде понюшек (вдыхают носом тонкомолотые листья). Степень поступления никотина в организм при этих видах употребления сильно варьирует, но долгосрочное негативное влияние на здоровье мало отличается от других способов употребления.
Кроме того, никотин можно вводить с помощью продуктов, не являющихся табачными изделиями: леденцов, пластырей и электронных сигарет. Их преимущество – в отсутствии вредных компонентов и продуктов сгорания табака, за исключением самого никотина.
Грани зависимости
При попадании в организм никотин (а также родственные ему анабазин, анатабин и норникотин, содержащиеся в табаке) производит множество эффектов, которые можно разделить на центральные и периферические. В ЦНС никотиновые холинорецепторы расположены пресинаптически и регулируют выделение многих нейромедиаторов, преимущественно возбуждающих нервную систему. Хотя сама по себе стимуляция этих рецепторов никотином не может привести к зависимости, она повышает выделение медиаторов, что производит психостимулирующий эффект, ускоряет реакцию, увеличивает объем оперативной памяти, повышает внимательность и умственную работоспособность.Как показали недавние исследования, значимую роль в центральных эффектах табака играют также содержащиеся в нем гарман и родственные ему алкалоиды, которые в фармакологическом отношении являются ингибиторами моноаминоксидазы (ИМАО). Этот фермент разрушает нейромедиаторы аминной природы – норадреналин, дофамин и серотонин. Соответственно блокирование МАО гарманом повышает количество и время действия этих медиаторов в ЦНС, усиливая и дополняя эффект никотина.
Психостимуляция и как следствие подкрепляющее действие привлекательны для людей сами по себе, однако основным фактором развития никотиновой зависимости является усиление выработки дофамина в системе награды мозга («центре удовольствия»), как это происходит при приеме опиоидов, кокаина и амфетаминов. Повышение концентрации медиатора в этом отделе ЦНС (в частности, в прилегающем ядре и мезолимбическом тракте) и опосредованное им высвобождение эндогенных опиоидов вызывают чувство релаксации и улучшение настроения.
При выкуривании 5 сигарет в день зависимость формируется уже в течение 5 месяцев. В последующем из-за быстрого развития толерантности ежедневная «доза» курильщика непрерывно растет.
Дополнительный вклад в формирование зависимости вносят периферические эффекты никотина, такие как увеличение выброса адреналина и глюкокортикоидов из надпочечников, повышающее физическую работоспособность и кратковременно усиливающее антистрессорный ответ. Определенную роль играет стимуляция всех чувствительных рецепторов (хотя это может приводить и к неприятным ощущениям) и релаксация скелетных мышц из-за непосредственного действия никотина на нервно-мышечные соединения.Подобные эффекты после выкуренной сигареты длятся недолго и нуждаются в постоянном подкреплении, особенно активация системы награды мозга. Кроме того, к ним быстро развивается толерантность, из-за чего зависимость от формируется уже через 5 месяцев при употреблении более 5 сигарет в день. В дальнейшем возникает потребность в поддержании концентрации никотина в крови выше определенного уровня, из-за чего курильщики с большим стажем часто практикуют «курение одной за другой» (англ. chain smoking) и в тяжелых случаях вынуждены вставать среди ночи, чтобы получить очередную «дозу».
При отмене табака вызванные им изменения биохимии мозга исчезают в среднем за 3 месяца. Все это время, а зачастую и впоследствии бывшие курильщики испытывают сильнейшую тягу раздобыть и закурить сигарету (или другой привычный табачный продукт), раздражительность (вплоть до агрессивности), нетерпеливость, тревогу, подавленное настроение, нарушения концентрации внимания, беспокойство и повышение аппетита. Желание закурить, спровоцированное различными факторами, может возникнуть практически в любой момент последующей жизни, из-за чего частота рецидивов курения крайне высока.
Помимо фармакологического действия никотина, гармана и их «родственников» необходимо принимать во внимание психологический и социальный аспекты курения. Первый заключается в привычке к ритуалам: распечатывание пачки, раскуривание, игра с дымом, коллекционирование трубок, пепельниц и зажигалок, перекур также воспринимается как способ уединения, смена вида деятельности, отдых и т.п. Второй – в общении с другими курильщиками: общение в курящем коллективе, совместные перекуры, обсуждение сортов сигарет, конкурсы курильщиков трубок, дарение курительных принадлежностей и т.д.
Трудности расставания
По оценкам Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время никотин постоянно употребляют более 1,4 млрд человек, или 1/5 населения Земли. Исследования свидетельствуют о том, что он более аддиктивен, чем кокаин, этанол, героин, кофеин и марихуана, как в плане физической, так и психологической зависимости. Это подтверждается и статистическими данными, собранными в США в 1990–1992 годах. Согласно им, зависимость от никотина сформировалась у 31,9% респондентов, хотя бы раз в жизни пробовавших курить или употреблявших другие табачные продукты. Для кокаина этот показатель составил 16,7%, для алкоголя – 15,4%.Вызванные никотином изменения биохимии мозга исчезают в среднем через 3 месяца после отказа от вредной привычки. Но пережить это время, не поддавшись искушению закурить, – задача не из легких.
При этом бросить курить, как уже говорилось, крайне сложно, особенно учитывая многофакторность зависимости. По статистике (опять-таки американской), хотят избавиться от своей привычки около 80% курильщиков, однако лишь 35% пытаются сделать это ежегодно и не более 5% добиваются поставленной цели без посторонней помощи.Поэтому наибольшей эффективностью обладает всесторонняя медицинская помощь бросающему курить, которая включает заместительную терапию (пластыри, леденцы, электронные сигареты), препараты, облегчающие абстинентный синдром (варениклин, цитизин, бупропион и, возможно, клонидин и нортриптилин), и обязательно психологическое консультирование до, во время и после отказа от курения. Самомотивация, социальная и семейная поддержка так же имеют значение, как и НЛП, в том числе небезызвестная книга Аллена Карра. Такие альтернативные методики, как акупунктура, ароматерапия, гипноз и т.п., в крупномасштабных исследованиях оказались не более эффективными, чем плацебо.
Кроме того, соматический абстинентный синдром при никотиновой зависимости не слишком выражен, из-за чего многим одномоментно (без постепенного снижения дозы) бросающим курить достаточно сильного желания и определенной силы воли. Подобный метод, в разных опросах, использовали от 74 до 88% достигших успеха, причем 53% из них заявили, что это было несложно, 27% – слегка затруднительно и лишь 20% – очень сложно (хотя эти оценки субъективны).
Изучение табачной зависимости продолжается, и в будущем можно ожидать появления более совершенных препаратов и методик для отказа от курения. Но основная мысль, как и при любой другой зависимости, крайне проста – лучше не начинать курить, чем потом с огромными трудностями бросать или иметь тяжелейшие проблемы со здоровьем.
Олег Лищук
Журнал "Российские аптеки" №3, 2013
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.