Top.Mail.Ru
Операция «Адаптация»
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов      ok_icons_.jpg   tg_icons_.jpg   dy_icons_.jpg   vk_icons_.jpg

Операция «Адаптация»

В вашей аптеке появился новый работник. Как сложиться его профессиональная жизнь? Будет ли она успешной или прервется в самом начале, после чего вам снова придется тратить время и силы на поиски? Во многом это зависит от того, насколько успешной была адаптация новичка в первые недели и месяцы работы.


Процедуры адаптации призваны помочь разобраться в технологии работы, отношениях в коллективе, правилах поведения именно в этой аптеке. Поэтому их содержание и результаты следует фиксировать документально, ведь речь идет ни много ни мало о том, сможет ли новый сотрудник остаться с вами после испытательного срока. 



Виды адаптации:

  • Профессиональная – освоение особенностей выполнения профессиональных заданий, технологии работы именно в этой аптеке

  • Личностная – знакомство с другими сотрудниками, принятым стилем общения и поведения в данной конкретной группе, особенности коммуникации с начальством

  • Физиологическая – акклиматизация в новом помещении, освоение новой дороги на работу, изучение кафе, где можно перекусить в перерыве и т.д.

  • Экономическая – повышение/снижение зарплаты, сроки выплат, затраты на дорогу, обеды и т.д.


Успешная адаптация обязательно должна затрагивать все перечисленные стороны жизни работника. 

Инструменты адаптации

Вводный тренингВводный тренинг. Это может быть обычная беседа, в которой работника знакомят с должностными обязанностями, рассказывают об организации, писаных и неписаных правилах взаимодействия внутри нее. Но если новых сотрудников несколько, можно устроить настоящий тренинг – занятие с презентацией, интерактивными заданиями, итоговыми тестами.


Брошюра «Добро пожаловать»Брошюра «Добро пожаловать». Письменное изложение необходимых новичку сведений – графика работы, ФИО коллег и руководства, телефонов, времени еженедельных совещаний и т.д. Такой мини-справочник очень полезен. Во-первых, информация в письменном виде часто воспринимается лучше, чем на слух. Во-вторых, брошюра всегда под рукой, при необходимости ее содержание можно быстро освежить в памяти.


Экскурсия по помещениюЭкскурсия по помещению. Работнику аптеки в первую очередь необходимо знать, как расположены препараты в торговом зале, где они хранятся на складе. Большое значение имеет и физиологическая адаптация: человек должен научиться ориентироваться в новом помещении, знать, где находятся туалет, комната отдыха и т.д. 

 

Адаптационный планАдаптационный план – перечень всего того, что сотруднику предстоит сделать, изучить и освоить в течение первой недели, месяца, трех месяцев работы. Подобный подход позволит не придумывать задания «на бегу», а подойти к адаптации системно. Как показывает практика, подробный план, ставящий перед работником конкретные, ясно описанные задачи с четко обозначенными сроками и критериями выполнения, должен быть расписан как минимум на ближайший месяц. Отдельные моменты нужно наметить хотя бы в общих чертах в более долгосрочной перспективе.


Встречи с руководителемВстречи с руководителем. В первую неделю лучше проводить их каждый день, далее – еженедельно. Новичку обязательно нужна обратная связь, он должен быть в курсе своих промахов и достижений. Их также нужно озвучивать и фиксировать на тот случай, если по итогам испытания будет принято решение об увольнении.

Назначение наставника, куратораНазначение наставника, куратора. Наставничество – распространенная практика в аптеках, опытные сотрудники обязательно должны помочь новичкам войти в курс дела, разобраться в конкретных особенностях работы. Соответствующие их обязанности желательно заранее прописать в должностных инструкциях, подробно обозначив, что именно нужно контролировать, как и в ­каких ситуациях помогать, когда и в какой форме отчитываться перед руководством и т.д. Обычно наставничество длится в течение всех 3 месяцев испытательного срока.

 

Перед выходом на работу

Первый рабочий день очень важен, поэтому к нему нужно подготовиться заранее. Прежде всего, необходимо определиться, кто будет наставником нового работника. Это может быть как сама заведующая, так и любой более опытный сотрудник аптеки. Подготовьте рабочее место – пусть человек почувствует, что его здесь ждали. Кадровые документы также должны быть готовы к подписанию. Если кадровый учет ведется в центральном офисе, стоит попросить работника съездить туда заранее, чтобы иметь возможность полностью посвятить первый рабочий день знакомству с аптекой. Безусловно, к приходу нового сотрудника нужно составить план его адаптации, продумать, какие адаптационные процедуры будут использоваться. 

Первый день

Ознакомление с локальными актами и обязательные инструктажи – первая, хоть и формальная часть адаптационных процедур. Если у вас есть прописанные стандарты, регламенты, алгоритмы работы, чек-листы – позвольте работнику изучить их в спокойной обстановке, что-то, возможно, скопировать, взять с собой. Затем следуют вводный тренинг, экскурсия, знакомство с куратором. В ходе тренинга обсудите проект адаптационного плана. Важно, чтобы работник не получал этот документ в готовом виде, а принимал непосредственное участие в его формировании. Если он просит внести в план какие-либо коррективы, лучше пойти ему навстречу.

NB! Вводный тренинг и экскурсию по новому месту работы можно записать на диктофон и передать запись сотруднику, чтобы он мог прослушать всю информацию еще раз.

В соответствии с трудовым законодательством, в первый рабочий день необходимо:


  • проверить документы работника

  • ознакомить его с локальными актами (пусть и формально)

  • составить трудовой договор

  • оформить кадровые документы

  • провести инструктажи по охране труда 


Этот период требует особого внимания от наставника.

Первая неделя

Этот период требует особого внимания от наставника. По возможности он должен находиться рядом с новым сотрудником в течение всего дня, быть готовым при необходимости прийти на помощь и взять ситуацию под контроль. Лучше всего, если у него будет возможность письменно фиксировать недочеты в работе новичка, а также его успехи в приобретении новых навыков.

NB! В конце каждого рабочего дня найдите время, чтобы обсудить с новым сотрудником процесс адаптации. Это может быть совсем короткая беседа, но она очень важна для снижения тревожности. Работник должен иметь адекватное представление о том, в каком направлении движется и что думает об этом его начальство.

Первый месяц

Настало время постепенно увеличивать нагрузку, оценивая, хорошо ли человек ориентируется в ассортименте, алгоритмах продаж, каковы его навыки работы с покупателями. На этом этапе вам в общих чертах должно стать понятно, обучаем ли новый сотрудник, вписывается ли он в коллектив, справляется ли с поставленными задачами и сможет ли работать у вас далее. Если ответ на эти вопросы отрицательный, ни в коем случае не нужно ждать конца испытательного срока. Чем дольше человек работает, тем тяжелее будет с ним расстаться. Вам по-прежнему нужно регулярно встречаться с сотрудником, но уже не каждый день, а раз в три дня, а затем – раз в неделю. Также необходимо следить за выполнением адаптационного плана, в особенности если у вас есть сомнения, что испытательный срок будет пройден до конца.

NB! В конце месяца обязательно узнайте у подчиненных, что они думают о новом сотруднике, комфортно ли им работать вместе с ним. 

Первые три месяца

Продолжайте адаптацию в прежнем режиме, постепенно ослабляйте контроль и готовьте нового сотрудника к свободному плаванию. Пусть он привыкает действовать и принимать решения в одиночку, вмешательство куратора сейчас необходимо только в критических ситуациях.

NB! Не стоит проводить «разбор полетов» во время смены, тем более на глазах у посетителей. Лучше разбирать ошибки в работе в конце дня, желательно – один на один. 

Принять окончательное решение о том, подходит ли вам новый сотрудник, нужно не менее чем за 2 недели до окончания испытательного срока. ­

Момент истины

Принять окончательное решение о том, подходит ли вам новый сотрудник, нужно не менее чем за 2 недели до окончания испытательного срока. Если его работа вас устраивает, сообщите это сразу, человеку будет приятно. Каких-то специальных документов для этого не требуется.


Если же ответ отрицательный, вам необходимо подготовить документы, что работник не смог адаптироваться и не справляется со своими трудовыми обязанностями. Его нужно известить об этом за три дня до увольнения.

NB! Лучше договориться об увольнении по собственному желанию. Получив запись о неудовлетворительном результате испытания в трудовую книжку, бывший работник может обратиться в суд, а судебная практика по данному вопросу далеко не всегда в пользу работодателя.

Юлия Жижерина

Журнал "Российские аптеки" №9, 2019

Вам могут понравиться другие статьи:

3 правила зимнего ухода за кожей
Подробности
3 правила зимнего ухода за кожей

Сухость воздуха, перепады температур, морозы, ветер, влажность негативно влияют на гидролипидный барьер кожи. Микрофлора страдает, в роговом слое образуются пустоты, через которые происходит ис...

Подробнее
«Веганские» переломы
Подробности
«Веганские» переломы

«Ученые установили, что у придерживающихся диеты с исключительно растительными продуктами существенно выше риск различных переломов, в том числе такой их опасной разновидности, как пе...

Подробнее
Охота на дефектуру
Подробности
Охота на дефектуру

«В 2022 году фармацевтическая отрасль попала в «зону турбулентности», и многие аптеки ощутили, что такое по-настоящему дефектурные позиции. Но я точно знаю, что даже в таких непростых условиях ...

Подробнее
Бренды, которые нас удивили
Подробности
Бренды, которые нас удивили

В 2022 году рынок косметики для ухода за кожей преподнес много приятных сюрпризов. Появились новые инновационные компоненты, экологичные формы, усиленные формулы для решения тех или иных пробле...

Подробнее
Зима вдохновляет
Подробности
Зима вдохновляет

Каждый сезон косметические бренды предлагают новинки, и все чаще среди интересных инновационных продуктов – отечественные средства.

Подробнее
Будьте здоровы, котики!
Подробности
Будьте здоровы, котики!

Когда в Клубе РА родилась идея конкурса «Дай таблетку котику», в котором мы предложили рассказать, как вы даете своим четверолапым лекарства, многие сотрудники редакции сомневались в успехе. И напр...

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.