Top.Mail.Ru
Первый класс: период адаптации
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Первый класс: период адаптации

Совсем скоро сотни тысяч вчерашних дошкольников впервые сядут за парты. Смена коллектива, распорядка дня, повышение нагрузки и требований со стороны взрослых неизбежно связаны со стрессом. Как облегчить переход к новой жизни?

Новый ритм

Если в семье у ребенка есть хоть какой-то режим и минимальные обязанности – складывать одежду в шкаф, мыть за собой посуду, кормить домашнего питомца, – ему будет проще привыкнуть к школе. Когда у каждого дня есть «костяк» – определенная последовательность событий, то новые привычки и  дела, связанные с учебой, проще вписать в ритм жизни.


Как правило, дети, посещавшие детский сад, не испытывают трудностей с ранним пробуждением. А вот малыши, привыкшие вставать в 10 утра, вряд ли быстро привыкнут к будильнику, звенящему в 7. Чтобы минимизировать стресс, связанный с изменением режима, хорошо бы начать готовить к нему ребенка заранее, ежедневно понемногу смещая время подъема.
При наличии проблем с адаптацией можно побеседовать с учителем: внимательный педагог всегда подскажет выход. Но если ситуация усугубляется, лучше обратиться к психологу. 

  Чтобы минимизировать стресс, связанный с изменением режима, хорошо бы начать готовить к нему ребенка заранее, ежедневно понемногу смещая время подъема
По мнению психологов, большинство детей адаптируются к школьной среде за 4–6 недель.
Новые задачи

Родители часто шутят, что вместе c первоклассником за парту садится вся семья. Этот порыв можно понять, но нужно следить за тем, чтобы совместная учеба не затянулась на долгие годы.


Самое важное, что могут сделать мама и папа – научить ребенка учиться. Конечно, первое время придется напоминать, что пора садиться за уроки, но привычка выработается быстро. Стремитесь, чтобы он сам справлялся с заданием, но если помощь потребовалась, не отказывайте. Попробуйте разобраться, что вызвало затруднения. В первом классе дети читают не очень хорошо, им не всегда понятен смысл задания. Не смейтесь над малышом, если он не знает элементарных вещей. Как отмечал великий педагог Януш Корчак, это сразу же лишит его желания узнать.

Новые обязанности

Маленькому первокласснику важно приобрести элементарные навыки, связанные с самостоятельностью и самоконтролем, поэтому психологи не советуют родителям проверять, собрало ли чадо портфель, спортивную форму и сменную обувь, чтобы не перекладывать ответственность за это на себя. Первое время вы, конечно, можете собрать учебники вместе, но постепенно уменьшайте степень своей вовлеченности. И если все же хочется проверить, все ли в порядке, делайте это так, чтобы ученик не знал об этом.

Новый коллектив

Многие родители волнуются, что малыш не заведет друзей в школе. Если он кажется не слишком общительным, подумайте о причине «нелюдимости». К примеру, есть дети-интроверты, им не скучно в одиночестве, они всегда придумают себе занятие. В этом случае не пытайтесь сделать ребенка более коммуникабельным – позвольте ему развиваться в своем темпе. Другое дело, когда дети излишне тревожны и не хотят сближаться из-за страха показаться смешными, быть отвергнутыми. Попытайтесь проиграть пугающие ситуации: сочините сказку про зайчика, который боится подойти к зверятам и познакомиться. Подскажите, как сделать первый шаг, скажите, что другие ребята тоже переживают, возьмут ли их в компанию. А можно и побеседовать с учителем: внимательный педагог всегда подскажет выход. Но если ситуация усугубляется, лучше обратиться к психологу.

Новый наставник

Часто случается так, что малыш, привыкший к доброй воспитательнице в детском саду или к заботливой бабушке, приходит из школы в растерянности: учительница не обращает на него внимания и редко хвалит (на самом деле просто уделяет меньше времени). Ваша задача – объяснить, что учеников в классе много, а педагог один, он не может кого-то выделять, должен ко всем одинаково относиться.


А если ребенок рассказывает, что учитель его обижает? В таком случае сначала спросите, что именно показалось ему обидным (вдруг он просто не привык, что его называют по фамилии), а затем уже можно обсудить это с преподавателем.
Помогите ребенку организовать рабочее место для домашнего задания (убрать лишнее, достать нужные учебники и канцелярские принадлежности), спросите, что задали и в каком порядке он будет это делать, уверьте, что вас можно позвать в любой момент. Но не стойте у него над душой и не комментируйте каждое действие. Пусть новоиспеченный школьник проявит самостоятельность.

Никогда не наказывайте ребенка за плохую учебу и стремитесь как можно чаще отмечать любые его успехи

Никогда не наказывайте ребенка за плохую учебу и стремитесь как можно чаще отмечать любые его успехи. 
Новые проблемы

Первые месяцы учебы порождают много жалоб и тревог – будьте к ним чуткими, не обесценивайте чувства ребенка. Школьная среда отличается от привычной атмосферы дома и детского сада, так что переживания не беспочвенны. Если сын или дочь вернулись домой расстроенными, спросите, что было на уроках, чем они занимались. Дайте детям время на то, чтобы самостоятельно обдумать произошедшее, прежде чем поделиться с вами. Постарайтесь понять, что сейчас мелочей не существует: все эмоции, связанные со школой, выстраивают  ее образ в глазах ребенка и формируют его отношение к учебе.


Согласно школьным нормам на выполнение домашнего задания у первоклассника не должно уходить больше часа – в противном случае проследите, не отвлекается ли ребенок, пока делает уроки.


Екатерина Сазонова

Журнал "Российские аптеки" №13-14, 2016

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.