Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Подводные камни многозадачности

Руководство любой коммерческой компании стремится снизить издержки. И аптечный бизнес здесь не исключение. Один из самых очевидных подходов – сокращение штата и увеличение нагрузки на оставшихся сотрудников, которым приходится одновременно выполнять различные, часто никак не связанные между собой функции. На зарплате таким образом сэкономить, действительно, можно. Но каковы долгосрочные последствия этого решения?
Обязательное требование?
Многозадачностью называется способность человека одновременно выполнять два или более действия, требующих концентрации внимания. Например, вы варите кофе и проверяете электронную почту, слушаете радио и вяжете крючком. В рабочей плоскости примеры могут быть другими. Весьма распространенное явление – провизор, обслуживающий рецепты, консультирующий покупателей, выставляющий товар на витринах и, допустим, принимающий заказы на ЛС по телефону.

«Умение работать в условиях многозадачности» – часто встречающийся пункт в вакансиях многих современных компаний. Впрочем, данные исследований в области нейробиологии и нейропсихологии указывают на то, что абсолютное большинство людей таким умением похвастаться не могут.
Хрестоматийный пример многозадачности – Гай Юлий Цезарь, который, по словам Плиния Старшего, «имел обыкновение, когда писал или читал, одновременно диктовать и слушать» или же «сразу диктовал своим писцам четыре письма о важнейших делах, а если больше ничем другим не был занят, то семь» (Плиний Старший, Естественная история, книга VII, гл. 25).
Хрестоматийный пример многозадачности – Гай Юлий Цезарь, который, по словам Плиния Старшего, «имел обыкновение, когда писал или читал, одновременно диктовать и слушать» или же «сразу диктовал своим писцам четыре письма о важнейших делах, а если больше ничем другим не был занят, то семь» (Плиний Старший, Естественная история, книга VII, гл. 25). Впрочем, римлянам, как известно, пришлось приступить к обожествлению Цезаря еще при его жизни, так что кое-что о выдающихся способностях диктатора они могли и присочинить.
Внимания на все не хватит
Исследование, несколько лет назад проведенное французскими учеными из Национального института здоровья и медицинских исследований, показало, что человек может заинтересованно вовлекаться в выполнение не более чем двух заданий, требующих от него внимания1. Добровольцам предложили пройти один, либо одновременно два, либо сразу три теста на подбор букв (среди появляющихся в случайном порядке на экране символов нужно было отобрать те, которые составляли определенное слово). Активность коры головного мозга участников регистрировалась методом фМРТ. Чтобы мотивировать добровольцев, им пообещали небольшое денежное вознаграждение за правильные ответы.

Выполнение заданий сопровождалось активацией медиальной фронтальной коры головного мозга, отвечающей за целеполагание и чувство вознаграждения. Если заданий было два, эти зоны в правом и левом полушарии начинали работать автономно: активность каждой зоны коррелировала с выполнением одного из заданий. А вот при появлении третьего задания мозг начинал испытывать перегрузку и «зависал». Количество совершаемых ошибок возрастало в три раза, кроме того, участники постоянно забывали про одно из заданий.

Таким образом, мозг может адаптироваться к многозадачности лишь до определенного и очень недалекого предела – не более двух однотипных задач, по числу полушарий, которые могут их отслеживать одновременно, считают авторы исследования.
Из аптечной практики

Из аптечной практики

Типичный пример многозадачности в современной аптечной сети – одна заведующая, управляющая сразу несколькими точками. Даже при экстраординарной работоспособности такой руководитель не сможет тщательно вникать в мелкие детали работы каждой аптеки и, что еще важнее, внимательно следить за профессиональным уровнем сотрудников, качеством консультирования, обучением новичков и т.д. Часть этих недостатков можно нивелировать за счет хорошей работы HR-службы. Грамотно подобранные сотрудники часто работают отлично и без опеки руководства. Но первая же ошибка при найме может привести к серьезным имиджевым и финансовым потерям.
Чем больше задач, тем хуже память
Бурное развитие медиа в последние десятилетия многократно увеличило количество информации, которое получает средний человек. Мы практически постоянно листаем страницы социальных сетей, общаемся в чатах, играем в игры и вроде бы вполне успешно совмещаем эти занятия с выполнением жизненно необходимых дел. Но это ведь и есть та самая многозадачность? Может быть, современный человек, наконец, адаптировался к ней?

Судя по всему, этого не происходит и никогда не произойдет.

Исследование сотрудников Стэнфордского университета2 показывает, что люди, часто совмещающие использование гаджетов с другими делами:


хуже, а не лучше других справляются с несколькими заданиями в контролируемых условияххуже, а не лучше других справляются с несколькими заданиями в контролируемых условиях

отличаются меньшим объемом рабочей памяти, у них хуже работает долговременная память отличаются меньшим объемом рабочей памяти, у них хуже работает долговременная память 

менее эффективно справляются с одиночными заданиями на внимательность и недостаточно эффективно разделяют необходимую для достижения поставленной цели информацию от ненужнойменее эффективно справляются с одиночными заданиями на внимательность и недостаточно эффективно разделяют необходимую для достижения поставленной цели информацию от ненужной.


В общем, постоянно практикуемая многозадачность, по крайней мере с использованием гаджетов, приводит к снижению, а не к повышению работоспособности.

Сэкономить время тоже не получится
Распространенный аргумент: приходится заниматься множеством дел одновременно, так как нам не хватает времени. Однако, судя по всему, попытка догнать и перегнать Цезаря в большинстве случаев приводит к прямо противоположным результатам.
В серии проведенных учеными из Университета Мичигана экспериментов3 испытуемым предлагалось постоянно переключать внимание между несколькими разными тестами на внимательность.
Оценка результативности выполнения тестов показала, что:
  • частая смена заданий значительно повышает временные затраты на их выполнение
  • дополнительное время, которое требуется для переключения внимания, увеличивается, если новые задачи более сложные
  • на переход от знакомого к незнакомому заданию уходит больше времени, чем на переключение в обратном направлении.
Авторы предполагают, что обращение к новой задаче требует от мозга активации информации о правилах, которых следует придерживаться при ее выполнении. Чем сложнее или непривычнее задача, тем дольше длится этот процесс.

И как теперь работать?
И как теперь работать?
Полностью уйти от многозадачности в современных условиях вряд ли получится, но можно иметь в виду и стараться нейтрализовать негативные последствия этого явления:


Подводные камни многозадачностиЧетко распределяйте обязанности, не поощряйте обмен функциями между подчиненными без производственной необходимости.

Расставляйте приоритеты: пусть сотрудники ясно представляют, что нужно делать в первую очередь, а что может подождать.
Расставляйте приоритеты: пусть сотрудники ясно представляют, что нужно делать в первую очередь, а что может подождать.

Придерживайтесь жесткого расписания: уборка, сортировка товара, оформление витрин, прочие пов­торяющиеся действия по возможности должны реализовываться в строго определенное время.Придерживайтесь жесткого расписания: уборка, сортировка товара, оформление витрин, прочие пов­торяющиеся действия по возможности должны реализовываться в строго определенное время.

Подводные камни многозадачности
Старайтесь минимизировать количество выполняемых одним человеком задач.

Смена заданий не должна быть слишком частой: предоставьте сотруднику достаточно времени на то, чтобы вдумчиво поработать над каждым из них.
Смена заданий не должна быть слишком частой: предоставьте сотруднику достаточно времени на то, чтобы вдумчиво поработать над каждым из них.


Евгения Смолякова

Журнал "Российские аптеки" №7-8, 2020

1. Charron S., Koechlin E. Divided Representation of Concurrent Goals in the Human Frontal Lobes // Science, 2010 Vol. 328, Issue 5976, pp. 360–363. 2. Uncapher M.R., M. K. Thieu. Wagner A.D. Media multitasking and memory: Differences in working memory and long-term memory // Psychonomic bulletin & review, 2016 Apr;23(2): 483–490. 3. Rubinstein J. S., Meyer D.E., Evans J.E. Executive Control of Cognitive Processes in Task Switching // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance 2001, Vol. 27, № 4, 763–797.

Вам могут понравиться другие статьи:

Удобно и, главное, быстро!
Подробности
Удобно и, главное, быстро!

Тканевые, гидрогелевые, альгинатные, глиняные, кремовые – каких только масок сегодня не встретишь, в их разнообразии можно запутаться. Однако у всех у них одна цель – интенсивный уход и заметный ср...

Подробнее
Кожа под защитой
Подробности
Кожа под защитой

Если покупатель недоумевает, почему при сухой и раздраженной коже обычные смягчающие и увлажняющие кремы не помогают, предложите средства, восстанавливающие защитный барьер кожи. Возможно, причина...

Подробнее
Легко ли быть молодой?
Подробности
Легко ли быть молодой?

Если кожа юная – это вовсе не значит, что она не испытывает никаких проблем. Жирная, проблемная и склонная к появлению акне – именно за средствами для такой кожи приходят молодые поку...

Подробнее
Осенние радости
Подробности
Осенние радости

Каждый сезон среди уходовых средств появляется что-то новое, способное помочь нашей коже в определенное время года. Так и сейчас, осенью, появились интересные новинки, ждущие своего покупателя...

Подробнее
Разгон мифов вручную
Подробности
Разгон мифов вручную

Медики любят пошутить, с серьезным видом проводя самые настоящие научные исследования самых несерьезных заблуждений. Впрочем, менее ценными от этого результаты таких работ не становятся. Что же...

Подробнее
Уволить нельзя перевоспитать
Подробности
Уволить нельзя перевоспитать

Пожалуй, самая неприятная обязанность руководителя – увольнение сотрудников. Это крайняя мера, которой все стараются избегать, до последнего пытаясь решить или сгладить проблемы в коллективе. Н...

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.