Цифровое будущее аптеки
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Цифровое будущее аптеки

В последние годы фармацевтический рынок переживает настоящую IT-революцию. Какие новейшие технологии уже доступны аптекам, а какие появятся в ближайшем будущем? К чему приведет их внедрение и как оно отразится на повседневном взаимодействии покупателей, фармспециалистов, производителей и дистрибьюторов лекарств? 


НАШ ЭКСПЕРТ:

Виктория Андосова, генеральный директор IT- компании ФармХаб ITsolutions

Точное прогнозирование

В цифровой трансформации аптечного рынка сегодня просматривается несколько отчетливых тенденций. Первая из них связана с автоматизацией процессов внутри аптечной сети и оптимизацией рутинных операций на основании анализа больших данных (big data). Методы машинного изучения позволят точно прогнозировать объем заказов у дистрибьюторов, ассортимент препаратов в аптеке, исходя из демографии, выходных и праздничных дней, среднего дохода, образования и других параметров покупательской аудитории.


Уже сейчас для фармацевтической отрасли используются алгоритмы, учитывающие сезонные всплески, праздники, выходные дни, движение товара, его маржинальность и проходимость. С их помощью также можно оценить средние остатки и обороты по товару в конкретной аптеке, избегая затоваренности и дефектуры, «ловить» отклонения спроса на него, раньше чем рынок успеет поднять или снизить цену и т.д.

Роботизированный аптечный склад, Дортмунд, Германия

Роботизированный аптечный склад, Дортмунд, Германия
Полная открытость

Формирование прозрачных отношений между фармацевтическими компаниями и аптечными сетями – еще один важный тренд в условиях высококонкурентной работы на розничном рынке. Результатом обоюдной «политики открытости» станет оптимизация бизнес-процессов, а также открытое двустороннее управление ассортиментом и улучшение качества обслуживания потребителя. Все это стало возможным благодаря современным IT-решениям.


В настоящее время реализуются пилотные проекты открытой, партнерской работы фармацевтических компаний и аптечных сетей, которые через единый личный кабинет видят реальную картину продаж и товарных запасов в аптеке и своевременно реагируют на запросы потребителя, если товара, например, нет в наличии, но потребность в нем есть.


Такой прозрачный диалог выгоден еще и тем, что ни одна из сторон не сможет навязывать свои условия. Например, у производителя не будет оснований ставить аптеке завышенные планы по приросту продаж. 


Благодаря прозрачному взаимодействию фармацевтические компании и аптеки:


  • предотвратят дефицит лекарственных препаратов в аптеке

  • сократят товарные запасы, позволят освободить торговые площади и повысить оборот

  • уменьшат количество неходовых товаров

  • сделают работу персонала как в аптеке, 

  • так и на производстве более эффективной

  • позволят рациональнее вводить новые продукты

  • сократят управленческие расходы


В результате пациенты смогут получать именно те препараты, которые им нужны, вовремя и не под заказ. 

Всегда на связи

Третий важный тренд развития аптечного бизнеса – телефармацевтические консультации. Фармспециалист сможет рассказать пациентам о разных лекарствах и возможных побочных реакциях, дать совет, как лучше принимать препараты, напомнить о необходимости показаться лечащему врачу. С помощью телефармации можно охватить пациентов, у которых нет возможности посетить аптеку, например, по состоянию здоровья.


В более отдаленном будущем в аптеках также появятся системы мониторинга по биометрии. Они будут идентифицировать каждого покупателя и делать ему максимально индивидуализированное предложение на основании всего объема информации о состоянии его здоровья и предпочтениях.


В более отдаленном будущем в аптеках также появятся системы мониторинга по биометрии.

Роботы вместо людей?

Смогут ли цифровые технологии полностью заменить человека в аптеке? Конечно, нет, ведь они не в состоянии учесть все нюансы фармакотерапии, тем более взять на себя ответственность за решения, принимаемые в сложных ситуациях. Однако в ближайшее время в аптеке, безусловно, изменится многое. Механический труд, рутинные, повторяющиеся операции полностью возьмут на себя роботы. Освободившееся время и ресурсы сотрудники аптек смогут без остатка потратить на углубленную, индивидуальную работу с покупателями. Нет никаких сомнений в том, что от такой трансформации выиграют все участники розничного фармацевтического рынка.

Журнал "Российские аптеки" №11, 2019

Вам могут понравиться другие статьи:

5 идей для отпуска
Подробности
5 идей для отпуска

По понятным причинам поездки для отдыха остаются внутрироссийскими. Впрочем, в нашей стране – невероятное разнообразие интереснейших мест с необычной природой и памятниками истории и культуры. Куда...

Подробнее
Кожа под защитой
Подробности
Кожа под защитой

С началом сезона отпусков солнцезащитные средства становятся косметическим продуктом первой необходимости. Они помогают коже не обгореть, предотвращают преждевременное старение и серьезные кожные з...

Подробнее
Тропическое лекарство
Подробности
Тропическое лекарство

Бананы – не только привычный продукт питания, это один из важнейших товаров в мире. Вокруг него выстроены экономики многих стран. Все части растения активно используются для самых различных цел...

Подробнее
Вместе против акне
Подробности
Вместе против акне

Жирная кожа может доставлять немало неприятностей – от расширенных пор, черных точек для проблемной кожи.

Подробнее
Команда молодости
Подробности
Команда молодости

Антиэйдж-косметика – тайна за семью печатями: производители не раскрывают точную формулу средств, помогающих сохранять свежесть и красоту. Однако вещества, которые входят в состав таких продуктов, ...

Подробнее
Курс на восстановление
Подробности
Курс на восстановление

После холодного сезона кожа, как правило, начинает особенно сильно испытывать нехватку влаги, питательных компонентов, а ее защитный гидролипидный слой нарушается. 

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.