Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Цифровое будущее аптеки

В последние годы фармацевтический рынок переживает настоящую IT-революцию. Какие новейшие технологии уже доступны аптекам, а какие появятся в ближайшем будущем? К чему приведет их внедрение и как оно отразится на повседневном взаимодействии покупателей, фармспециалистов, производителей и дистрибьюторов лекарств? 


НАШ ЭКСПЕРТ:

Виктория Андосова, генеральный директор IT- компании ФармХаб ITsolutions

Точное прогнозирование

В цифровой трансформации аптечного рынка сегодня просматривается несколько отчетливых тенденций. Первая из них связана с автоматизацией процессов внутри аптечной сети и оптимизацией рутинных операций на основании анализа больших данных (big data). Методы машинного изучения позволят точно прогнозировать объем заказов у дистрибьюторов, ассортимент препаратов в аптеке, исходя из демографии, выходных и праздничных дней, среднего дохода, образования и других параметров покупательской аудитории.


Уже сейчас для фармацевтической отрасли используются алгоритмы, учитывающие сезонные всплески, праздники, выходные дни, движение товара, его маржинальность и проходимость. С их помощью также можно оценить средние остатки и обороты по товару в конкретной аптеке, избегая затоваренности и дефектуры, «ловить» отклонения спроса на него, раньше чем рынок успеет поднять или снизить цену и т.д.

Роботизированный аптечный склад, Дортмунд, Германия

Роботизированный аптечный склад, Дортмунд, Германия
Полная открытость

Формирование прозрачных отношений между фармацевтическими компаниями и аптечными сетями – еще один важный тренд в условиях высококонкурентной работы на розничном рынке. Результатом обоюдной «политики открытости» станет оптимизация бизнес-процессов, а также открытое двустороннее управление ассортиментом и улучшение качества обслуживания потребителя. Все это стало возможным благодаря современным IT-решениям.


В настоящее время реализуются пилотные проекты открытой, партнерской работы фармацевтических компаний и аптечных сетей, которые через единый личный кабинет видят реальную картину продаж и товарных запасов в аптеке и своевременно реагируют на запросы потребителя, если товара, например, нет в наличии, но потребность в нем есть.


Такой прозрачный диалог выгоден еще и тем, что ни одна из сторон не сможет навязывать свои условия. Например, у производителя не будет оснований ставить аптеке завышенные планы по приросту продаж. 


Благодаря прозрачному взаимодействию фармацевтические компании и аптеки:


  • предотвратят дефицит лекарственных препаратов в аптеке

  • сократят товарные запасы, позволят освободить торговые площади и повысить оборот

  • уменьшат количество неходовых товаров

  • сделают работу персонала как в аптеке, 

  • так и на производстве более эффективной

  • позволят рациональнее вводить новые продукты

  • сократят управленческие расходы


В результате пациенты смогут получать именно те препараты, которые им нужны, вовремя и не под заказ. 

Всегда на связи

Третий важный тренд развития аптечного бизнеса – телефармацевтические консультации. Фармспециалист сможет рассказать пациентам о разных лекарствах и возможных побочных реакциях, дать совет, как лучше принимать препараты, напомнить о необходимости показаться лечащему врачу. С помощью телефармации можно охватить пациентов, у которых нет возможности посетить аптеку, например, по состоянию здоровья.


В более отдаленном будущем в аптеках также появятся системы мониторинга по биометрии. Они будут идентифицировать каждого покупателя и делать ему максимально индивидуализированное предложение на основании всего объема информации о состоянии его здоровья и предпочтениях.


В более отдаленном будущем в аптеках также появятся системы мониторинга по биометрии.

Роботы вместо людей?

Смогут ли цифровые технологии полностью заменить человека в аптеке? Конечно, нет, ведь они не в состоянии учесть все нюансы фармакотерапии, тем более взять на себя ответственность за решения, принимаемые в сложных ситуациях. Однако в ближайшее время в аптеке, безусловно, изменится многое. Механический труд, рутинные, повторяющиеся операции полностью возьмут на себя роботы. Освободившееся время и ресурсы сотрудники аптек смогут без остатка потратить на углубленную, индивидуальную работу с покупателями. Нет никаких сомнений в том, что от такой трансформации выиграют все участники розничного фармацевтического рынка.

Журнал "Российские аптеки" №11, 2019

Вам могут понравиться другие статьи:

Только спокойствие
Подробности
Только спокойствие

Для обладателей чувствительной кожи переход из зимы в лето становится настоящим испытанием. Перепады температур обостряют имеющиеся кожные проблемы: усиливается шелушение, появляется краснота, зуд, ощ...

Подробнее
Веяние весны
Подробности
Веяние весны

Весна снова вдохновляет всех на обновление, в том числе и на создание новых, актуальных косметических продуктов. С приходом тепла кожа требует легкого, увлажняющего и в то же время насыщенного вита...

Подробнее
С нежным чувством
Подробности
С нежным чувством

Очищение – один из важных этапов ежедневного ухода за кожей. От того, как это делать, во многом будет зависеть ее здоровье. Главное, учесть, что сильнее и агрессивнее не значит лучше. Порекомендуйт...

Подробнее
Красота от природы
Подробности
Красота от природы

Большинство косметических уходовых продуктов содержат растительные компоненты. В одних кремах их больше, в других меньше. В сочетании с витаминами и иными полезными соединениями они позволяют надол...

Подробнее
Как я организовала сбор просроченных ЛС
Подробности
Как я организовала сбор просроченных ЛС

Думаю, многие из нас задавались вопросом: что делать с просроченными лекарствами? В январе этого года я тоже задумалась об этом, перебирая домашнюю аптечку, – ну не на улицу же их выбрасывать!&...

Подробнее
Путь к гармонии
Подробности
Путь к гармонии

Спа-процедуры – это не только комплексный уход за лицом и телом на основе воды и натуральных ингредиентов, но и средство гармонизации общего самочувствия. 

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.