Цифровое будущее аптеки
В последние годы фармацевтический рынок переживает настоящую IT-революцию. Какие новейшие технологии уже доступны аптекам, а какие появятся в ближайшем будущем? К чему приведет их внедрение и как оно отразится на повседневном взаимодействии покупателей, фармспециалистов, производителей и дистрибьюторов лекарств?
НАШ ЭКСПЕРТ:
Виктория Андосова, генеральный директор IT- компании ФармХаб ITsolutions
Точное прогнозирование
В цифровой трансформации аптечного рынка сегодня просматривается несколько отчетливых тенденций. Первая из них связана с автоматизацией процессов внутри аптечной сети и оптимизацией рутинных операций на основании анализа больших данных (big data). Методы машинного изучения позволят точно прогнозировать объем заказов у дистрибьюторов, ассортимент препаратов в аптеке, исходя из демографии, выходных и праздничных дней, среднего дохода, образования и других параметров покупательской аудитории.
Уже сейчас для фармацевтической отрасли используются алгоритмы, учитывающие сезонные всплески, праздники, выходные дни, движение товара, его маржинальность и проходимость. С их помощью также можно оценить средние остатки и обороты по товару в конкретной аптеке, избегая затоваренности и дефектуры, «ловить» отклонения спроса на него, раньше чем рынок успеет поднять или снизить цену и т.д.
Роботизированный аптечный склад, Дортмунд, Германия
Полная открытость
Формирование прозрачных отношений между фармацевтическими компаниями и аптечными сетями – еще один важный тренд в условиях высококонкурентной работы на розничном рынке. Результатом обоюдной «политики открытости» станет оптимизация бизнес-процессов, а также открытое двустороннее управление ассортиментом и улучшение качества обслуживания потребителя. Все это стало возможным благодаря современным IT-решениям.
В настоящее время реализуются пилотные проекты открытой, партнерской работы фармацевтических компаний и аптечных сетей, которые через единый личный кабинет видят реальную картину продаж и товарных запасов в аптеке и своевременно реагируют на запросы потребителя, если товара, например, нет в наличии, но потребность в нем есть.
Такой прозрачный диалог выгоден еще и тем, что ни одна из сторон не сможет навязывать свои условия. Например, у производителя не будет оснований ставить аптеке завышенные планы по приросту продаж.
Благодаря прозрачному взаимодействию фармацевтические компании и аптеки:
-
предотвратят дефицит лекарственных препаратов в аптеке
-
сократят товарные запасы, позволят освободить торговые площади и повысить оборот
-
уменьшат количество неходовых товаров
-
сделают работу персонала как в аптеке,
-
так и на производстве более эффективной
-
позволят рациональнее вводить новые продукты
-
сократят управленческие расходы
В результате пациенты смогут получать именно те препараты, которые им нужны, вовремя и не под заказ.
Всегда на связи
Третий важный тренд развития аптечного бизнеса – телефармацевтические консультации. Фармспециалист сможет рассказать пациентам о разных лекарствах и возможных побочных реакциях, дать совет, как лучше принимать препараты, напомнить о необходимости показаться лечащему врачу. С помощью телефармации можно охватить пациентов, у которых нет возможности посетить аптеку, например, по состоянию здоровья.
В более отдаленном будущем в аптеках также появятся системы мониторинга по биометрии. Они будут идентифицировать каждого покупателя и делать ему максимально индивидуализированное предложение на основании всего объема информации о состоянии его здоровья и предпочтениях.
Роботы вместо людей?
Смогут ли цифровые технологии полностью заменить человека в аптеке? Конечно, нет, ведь они не в состоянии учесть все нюансы фармакотерапии, тем более взять на себя ответственность за решения, принимаемые в сложных ситуациях. Однако в ближайшее время в аптеке, безусловно, изменится многое. Механический труд, рутинные, повторяющиеся операции полностью возьмут на себя роботы. Освободившееся время и ресурсы сотрудники аптек смогут без остатка потратить на углубленную, индивидуальную работу с покупателями. Нет никаких сомнений в том, что от такой трансформации выиграют все участники розничного фармацевтического рынка.
Журнал "Российские аптеки" №11, 2019
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.