Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Уволить нельзя перевоспитать




Пожалуй, самая неприятная обязанность руководителя – увольнение сотрудников. Это крайняя мера, которой все стараются избегать, до последнего пытаясь решить или сгладить проблемы в коллективе. Но наступает момент... Давайте выясним, с кем стоит расставаться, не затягивая, а с кем еще можно попытаться поработать.

ТормозУволить нельзя перевоспитать

Вроде бы и человек неплохой, и профессионал отличный, но все делает медленно, сроков для него, кажется, не существует. И критика, и увещевания, и штрафы не работают – процесс никак не ускоряется.

Конечно, дело может быть в типе темперамента: ну не способен человек выполнять задачи быстро, а может быть, боится совершить ошибку и все сто раз перепроверяет или переделывает. Иногда от такого работника очень хочется избавиться, но стоит взять себя в руки и подумать: а в чем же причина? Возможно, дело в дефектах обучения, и ему просто не хватает навыков. А может быть, он просто не замотивирован делать свою работу быстрее? В любом случае если сотрудник не полный разгильдяй и в конце концов все-таки выполняет свои обязанности – стоит побороться либо смириться с «торможением».

Уволить нельзя перевоспитатьПолный амбиций

Сотрудник хочет зарабатывать больше и еще больше, пытается взять на себя дополнительные обязанности, руководить, не имея на это полномочий. Таких «звезд» нередко увольняют без сожалений, считая, что они «зарвались». Но почему бы не приглядеться к амбициозному работнику повнимательнее и не задуматься над двумя важными вещами. Первое: действительно ли ваша система мотивации справедлива и, может быть, он хочет не просто получать больше денег, а готов их зарабатывать, но вы не даете такой возможности? И второе: а достаточно ли вы даете полномочий и ответственности своим подчиненным, готовы ли вы разделить груз проблем с коллективом? Возможно, почти уволенная «звезда» – это идеальный заместитель, палочка-выручалочка и заодно неформальный лидер?

Уволить нельзя перевоспитатьБезответственный

Тут речь идет не о полных разгильдяях, а о тех, кто не хочет брать на себя ответственность за мало-мальски важные дела, и скидывает ее на коллег или руководителя. Неприятная ситуация – таким сотрудникам невозможно поручить никакое важное дело. Они тихо утекут «сквозь пальцы», лишь бы ни за что не отвечать. Прежде чем избавляться от подобных скользких типов, подумайте, не ваша ли вина в появлении подобных граждан? Беда многих руководителей в том, что они продолжают тянуть всю работу на себе, отказываясь делегировать какие-то полномочия подчиненным. А те, в свою очередь, боятся оказаться некомпетентными. Другой вариант, когда руководитель привык «разбираться как получится, наказывая кого попало», и его сотрудники просто опасаются очередной незаслуженной взбучки.
Кого сложно исправить
От проблем решаемых перейдем к тем, от которых лучше избавляться методом «гордиева узла». Нет, некоторых из описанных ниже персонажей обуздать можно, но сначала вы очень трезво должны оценить, что для вас важнее – их профессиональная деятельность или влияние на атмосферу в коллективе.

Вор

Уволить нельзя перевоспитать

О причинах, толкнувших человека на кражу не важно чего – денег у коллеги, базы клиентов или поставщиков, товара или чашки на кухне, – даже не стоит задумываться. Если сотрудник на такое пошел, значит, в его системе ценностей это не считается преступлением и оставлять его в коллективе, «войдя в его
положение» или банально пожалев, – рисковать повторением ситуации. Он станет осторожнее, а последствия могут оказаться еще более губительными.

Болтун

Уволить нельзя перевоспитать

Любит распространять сплетни и слухи, настраивать коллег друг против друга и против руководства. Это токсичный и некомфортный сотрудник, провокатор ссор и скандалов. Но гораздо хуже, когда он от обычных сплетен переходит к разглашению конфиденциальной информации, а то и передаче ее заинтересованной
стороне, но не из корыстных побуждений, а просто потому, что не умеет держать язык за зубами и гордится обладанием ценными знаниями. Перевоспитать такого человека практически невозможно, а положиться на него никогда не получится. Поэтому имеет смысл задуматься, нужен ли вам в коллективе такой сотрудник.

Уволить нельзя перевоспитатьХам

По разным подсчетам, более 80% клиентов готовы отказаться от услуг из-за плохого обслуживания. А один недовольный покупатель может рассказать о том, как ему нахамили в аптеке, еще десятерым. «Отличная» реклама, не правда ли?

Учитывая специфику аптечного бизнеса, стоит помнить, что тактичность, вежливость, спокойствие и высокий профессионализм – это обязательные качества для первостольника. Его задача – не допустить конфликтов с клиентами даже в том случае, если они не правы. И если вы регулярно получаете жалобы на хамское отношение к покупателям – увольняйте виновника скандалов в торговом зале без сожаления.

Уволить нельзя перевоспитатьСклочник

Эволюция этого персонажа обычно проходит незаметно, и очень часто он долго скрывается под маской «борца за справедливость». Неправильно составлен рафик, нечестно распределяются премии, коллега общается некорректно, покупатели сами не знают, чего хотят. Мелкие споры превращаются в затяжные конфликты, в которые втягиваются даже самые спокойные и стрессоустойчивые сотрудники, ведь для склочника важен не результат, а сам процесс скандала. И вот уже ваш коллектив превращается в настоящую пороховую бочку, а управление им – в работу сапера.

Со склочником лучше расставаться быстро и без сожалений – серьезный разговор он примет за долгожданные разборки с начальством, а если его и удастся утихомирить, то ненадолго: скандалы, они как наркотик. Впрочем, невелика потеря: человек не только сам постоянно тратил рабочее время на ссоры, но и
коллег отвлекал, и «погоду в доме» изрядно портил.

Страдалец

Уволить нельзя перевоспитать

Его можно назвать младшим братом склочника, ведь он тоже вечно всем недоволен. Правда, не так громко, но не менее разрушительно. Страдалец не конфликтует и не отстаивает свою точку зрения, он просто всем недоволен. Ему не нравится его должность, обязанности, зарплата, покупатели и коллеги. Ему вообще ничего не нравится, как известному персонажу мультфильма. Прежде чем попытаться выполнить поручение, он сначала закатит глаза и будет долго и нудно объяснять, почему нельзя сделать то, о чем его просят. Затем возмутится, что руководитель настаивает на выполнении задания. И отправится делать дело – долго, нудно, срывая все сроки, ошибаясь и стеная по поводу ошибок, исправляя их спустя рукава и в результате так и не доделав порученного. Такие сотрудники заражают вечно плохим настроением коллег и посетителей, как сезонным гриппом, с ними очень трудно конструктивно разговаривать и продуктивно работать. Вряд ли такого работника можно отнести к разряду незаменимых – они не любят свою работу и не готовы выполнять ее качественно.

Уволить нельзя перевоспитатьЗомби

Есть такая категория людей, которые годами занимают явно не свое место. Работа не приносит им ни малейшего удовлетворения, но они ее почему-то не меняют. Такие персонажи обычно напрочь лишены каких-либо амбиций: карьерных, финансовых, личностных. И дело свое они делают «худобедно», коллегам и руководству постоянно приходится что-то по мелочи поправлять и переделывать. А зомби ходит по одним и тем же граблям годами, не меняя привычного стиля работы, не стремясь стать более профессиональным или освоить больше функций. В результате страдают все: сам сотрудник не развивается или вовсе деградирует, его коллеги видят, что «так можно было», и тоже не стремятся улучшить свои профессиональные качества, работа работается без огонька и особого желания.

С одной стороны, увольнять такого сотрудника вроде бы не за что и даже жалко, но с другой – на его место может прийти настоящий профессионал или стажер, готовый учиться и развиваться на благо общего дела. А жизнь в коллективе существенно оживится, если в нем не будет унылых зомби.

Снежана Шабанова

Журнал "Российские аптеки" №7-8, 2020

Вам могут понравиться другие статьи:

Путь к гармонии
Подробности
Путь к гармонии

Спа-процедуры – это не только комплексный уход за лицом и телом на основе воды и натуральных ингредиентов, но и средство гармонизации общего самочувствия. 

Подробнее
Дефицитная профессия
Подробности
Дефицитная профессия

Недостаток квалифицированных сотрудников – постоянная проблема для большинства аптечных сетей. Решить ее в одночасье невозможно: необходим целый комплекс мероприятий, направленных на ...

Подробнее
Курс на интенсив
Подробности
Курс на интенсив

Быстро освежить внешний вид или активно воздействовать на проблему – задача концентрированных средств интенсивного действия. Среди покупателей наверняка найдутся те, кому нужно именно это.

Подробнее
Витаминные согревающие напитки
Подробности
Витаминные согревающие напитки

Зимой хочется совместить приятное с полезным: выпить не просто нечто вкусное и теплое, но и добавляющее сил в противостоянии всем простудам сразу. Фруктово-ягодные настои и отвары подходят для этог...

Подробнее
Подарок с пользой
Подробности
Подарок с пользой

Всегда приятно получать подарки, пусть даже совсем небольшие, а когда они еще и приносят пользу – приятно вдвойне! Предложите покупателям косметические новинки или универсальные средства, которые с...

Подробнее
В погоне за северным сиянием
Подробности
В погоне за северным сиянием

Пандемия продолжает рушить планы, но на Новый год хочется сказки. Хотя бы на несколько дней. Ну и что же более сказочного можно найти, чем северное сияние. В нашей стране есть как минимум пять мест...

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.