Жизнь по часам
Семен Рапопорт, доктор медицинских наук, профессор,
председатель проблемной комиссии «Хронобиология и хрономедицина» РАМН
– Семен Исакович, в чем суть направления, исследованием и популяризацией которого вы занимаетесь?
– Хрономедицина – это наука, изучающая физиологические и патологические процессы, происходящие в организме с точки зрения временных позиций. Основой хрономедицины являются биологические ритмы, управляющие всеми его системами. Сердце, легкие, печень, желудок, головной мозг, каждая наша клеточка имеют свои собственные околосуточные (циркадианные), месячные и годовые (сезонные) колебания.Соответственно действие различных лекарственных и терапевтических мероприятий может существенно разниться в зависимости от условий, времени и фаз ритмических процессов организма. В частности, суточные колебания присущи всем показателям работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Отмечено, что максимум частоты сердечных сокращений и дыхания у здорового человека приходится на вторую половину дня, а минимум – на 2–4 часа ночи. С этим совпадает повышение сократимости миокарда и систолического давления, а в дневные часы возрастает чувствительность к воздействию сосудосуживающих и сосудорасширяющих биологически активных соединений.
– Звучит убедительно. Тем не менее традиционная медицина относит хрономедицину к области комплиментарной…
– И зря. Ведь любое заболевание также имеет свою ритмику. Назначив пациенту прием препарата на то время, когда его организм наиболее к нему восприимчив, можно добиться гораздо больших результатов, да и дозы лекарственных средств при этом использовать значительно меньшие, снижая риск их побочного действия.– Осуществимо ли это?
– Конечно! И холтеровское мониторирование ритма сердца, и суточное измерение артериального давления, и измерение сахара крови по часам – все это методы исследования, основанные на принципах хрономедицины. К примеру, мы у себя в клинике госпитальной терапии Первого государственного медицинского университета каждому больному язвенной болезнью желудка и двеннадцатиперстной кишки перед назначением лекарств, блокирующих чрезмерную выработку желудочного сока, обязательно проводим РН-метрию. И назначаем средства, существенно уменьшающие секрецию соляной кислоты, на то время, когда выработка желудочного сока у пациента наиболее велика, добиваясь ощутимых успехов в лечении.Подобный принцип можно использовать и для больных с артериальной гипертензией, ИБС, ревматоидным артритом, сахарным диабетом, многими другими недугами. Поголовное назначение лекарств 3 раза в день без учета индивидуальной ритмики болезни вчерашний день.
Принимая ЛС в то время, когда организм к нему наиболее восприимчив, можно добиться лучших результатов
– Не нарушит ли подобный подход к лечению терапевтический эффект, который достигается регулярным приемом лекарственных средств, пропуск одной или двух доз которых снижает необходимую терапевтическую концентрацию препарата в крови?
– А кто вам сказал, что подобная тактика – единственно правильная? Мой многолетний опыт и опыт многих моих коллег показывают, что официально принятые унифицированные схемы лечения далеко не всегда приводят к нормализации естественной ритмики больного органа или системы, а значит, к выздоровлению. Чаще, добившись таким образом устранения клинических проявлений болезни, патологию всего лишь «загоняют в подполье». К тому же регулярное, монотонное введение ЛС заметно облегчает возникновение фармакорезистентности.Чтобы это исключить и достичь лучшего результата, препарат должен приниматься в соответствии с колебанием своей эффективности, когда определенные рецепторы организма наиболее к нему восприимчивы. Результаты исследований в хронофармакологии учитывают и ритмические изменения резорбции, распределения активного вещества в организме, и скорость распада и выведения действующего вещества.
К примеру, было установлено, что здоровые люди в 23 часа в 1,5–2 раза чувствительнее к гистамину, чем в утренние часы. Это может быть вызвано неравномерным образованием биогенного амина на протяжении суток с максимумом в вечернее время. Так, введение отдельных антигистаминных препаратов в 7 часов утра обеспечивает защитный эффект в течение 14–16 часов, тогда как в случае инъекции в 19 часов они дают более слабый и менее продолжительный (6–7 часов) результат.
Иначе выглядит суточная динамика действия глюкокортикоидов, максимум фармакологической активности которых наблюдается в ранние утренние часы с прогрессивным спадом к концу дня. Таковы закономерности двух задающих «фармакологический» ритм процессов – хроностезии и хронофармакокинетики.
– Но, насколько мне известно, по такому принципу упомянутые вами ЛС сейчас и назначаются…
– Правильно. Фармацевтическая промышленность уже располагает различными препаратами для дневного и ночного приема. А хронотерапия фрагментарно уже вошла и в работу многих медицинских учреждений.Некоторые антигистаминные препараты дают более долгий эффект, если вводить их не вечером, а утром
Но это скорее исключение, чем правило. Особенно когда речь идет о выборе лечебной тактики. Нарушить традиционную схему приема того или иного средства врачи, как правило, не решаются. Хотя, на мой взгляд, думающий врач официально должен иметь такую возможность.– Предпосылки к этому есть?
– Есть большой интерес. И я не сомневаюсь, что в недалеком будущем наша медицина будет обязательно опираться на биоритмологический подход. В том числе и при назначении лекарственных средств.Беседовала Татьяна Правдина
Журнал "Российские аптеки" №19, 2011
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.