Аптечный интерьер
Стеллаж – в классическом понимании это ряд полок в несколько ярусов. Он может быть разной ширины, глубины и высоты и выполнен из различных материалов: металла, пластика, МДФ, ДСП. Стеллажи устанавливают как возле стены, так и в центре залов с открытой выкладкой. Пристенные могут быть высокими, расположенные в зале – пониже. Это обусловлено соображениями комфорта. Ходить среди полок выше человеческого роста без достаточного обзора нравится не всем. Кстати, о посетителях – именно с помощью стеллажей можно организовывать их движение в залах с открытой выкладкой. При этом стоит учесть, что конструкции сложной, ломаной конфигурации дольше удерживают внимание покупателя,в то время как от прямых он устает быстрее. Такой стеллаж воспринимается как слишком длинный, а ряд выложенных на нем товаров кажется однообразным.
Витрина отличается от стеллажа наличием хотя бы одной двери. А чаще всего это полностью застекленная конструкция на замке или без него. Витрина позволяет осмотреть товар с трех, иногда с четырех сторон. А содержимое нижней секции можно и вовсе скрыть от глаз посетителя, разместив там, к примеру, пробники косметики или информационные буклеты, которые консультант легко выдаст при необходимости. Витрины также размещают либо у стены, либо выносят в центр торгового помещения.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:
ЕСЛИ В ЗАЛЕ НЕОБХОДИМО УСТАНОВИТЬ ВИТРИНУ С ЗАКРЫВАЮЩИМСЯ ШКАФЧИКОМ, нужно проследить, чтобы дверки (если они не стеклянные) были выполнены из качественного материала. Дешевая ДСП-основа со временем может начать крошиться, и замок окажется бесполезным.
В СООТВЕТСТВИИ С САНИТАРНЫМИ НОРМАМИ, ВСЯ АПТЕЧНАЯ МЕБЕЛЬ ДОЛЖНА ВЫДЕРЖИВАТЬ ВЛАЖНУЮ УБОРКУ, именно поэтому важно заказывать ее у производителя, который грамотно подберет облицовочный материал.
ВЕНДИНГОВЫЕ АППАРАТЫ И РАСКЛАДНЫЕ РЕКЛАМНЫЕ ЩИТЫ – ТОЖЕ ЧАСТЬ ИНТЕРЬЕРА.
ИХ ЦВЕТОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ чаще всего выбирает заказчик, а расположение – владелец аптечного помещения. Проследите, чтобы устройство или щит стояли чуть поодаль от витрин, подход к ним был удобным, и человек, совершающий покупку, не мешал другим посетителям.
Прилавокустанавливают под кассовое оборудование. Со стороны фармацевта у него имеются выдвижные ящички для хранения самых ходовых медикаментов. А со стороны торгового зала прилавок может быть «глухим» или иметь дополнительные полки для выкладки товара. Лучше если они будут застеклены, чтобы покупатель случайно не задел упаковки. Однако из-за низкого расположения эффективность подобного размещения невелика. При достаточной площади помещения можно установить невысокие стеклянные прилавки-витрины по обе стороны от кассы. В них раскладывают сопутствующие товары, решение о покупке которых легко принять, пока ждешь очереди. Кстати, они могут быть изолированы и оснащены охлаждающим агрегатом для хранения термолабильных препаратов.
ПОЛЕЗНЫЕ ЦИФРЫ:
* Шкафы для торгового зала должны иметь высоту около 2 м, ширину не более 1 м и глубину порядка 35 см. В таком случае полки не прогнутся под тяжестью товара, а все выложенные на них упаковки будут доступны взгляду. Эффективность использования торгового пространства можно просчитать при помощи коэффициента установочной площади (КУП). Это отношение площади, занятой под оборудование*, к общей. Оптимальная величина КУП в аптеках самообслуживания колеблется от 0,25 до 0,35. Иначе говоря, торговый зал должен ;быть занят оборудованием на 30%, а 70% площади отводят для прохода покупателей, консультантов и зоны дополнительного обслуживания, к примеру промоакций. Если величина КУП превышает 0,35, то помещение перегружено, и покупателям будет тесно. При показателе меньше 0,25 пространство используется неэффективно.* В аптеках самообслуживания для прохода одного человека с корзинкой нужно минимум 0,9 м. Чтобы спокойно разошлись два человека с корзинками, понадобится 2 м. Чтобы покупатель мог нагнуться к нижней полке и не мешать проходу остальных, в запасе должно быть около 1,25 м.
* Занятая под оборудование площадь – это сумма площадей оснований всех предметов мебели в зале
Мария Воронина
Журнал "Российские аптеки" №9-10, 2016
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.