Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Аптека 245: 45 лет на рынке!






В России не так много аптечных организаций, которые могут похвастаться столь долгим сроком непрерывной работы. В этом году тольяттинская сеть «Аптека 245» отметит свой 45-летний юбилей. На протяжении более чем трех десятилетий ею руководят представители одной династии провизоров.





Истоки семейного предприятия
«Российские аптеки» поздравляют «Аптеку 245» с 45-летием!
«Российские аптеки» поздравляют «Аптеку 245» с 45-летием!  
Первая аптека будущей сети под номером 245 была открыта в Тольятти 9 октября 1972 года. По планам Аптекоуправления, она должна была обслуживать большой, быстрорастущий Автозаводский район молодого города. В организации, с самого начала имевшей производственный отдел, работало 34 сотрудника.  Нагрузка быстро увеличивалась, и через некоторое время у аптеки № 245 стали появляться филиалы в лечебно-профилактических учреждениях города, а также на территории Волжского автозавода.  В 1993 году, к моменту приватизации предприятия и преобразования его в ОАО «Аптека 245»,  оно объединяло 8 торговых точек.  

Будущий собственник сети Лариса Ивановна Янкина, провизор высшей квалификационной категории, заслуженный работник здравоохранения, возглавляла Аптеку № 245 с 1984 года
Будущий собственник сети Лариса Ивановна Янкина, провизор высшей квалификационной категории, заслуженный работник здравоохранения, возглавляла Аптеку № 245 с 1984 года. Работу в должности заведующей она всегда совмещала с активной общественной деятельностью, возглавляла комиссию по здравоохранению Автозаводского района Тольятти, а затем, уже в 90-е годы– Саратовскую областную фармацевтическую ассоциацию. Лариса Ивановна была ярким лидером, способным увлечь людей новыми идеями и проектами,  искренне преданным аптечному делу. «Дома постоянно обсуждались рабочие вопросы и дела любимой аптеки, – вспоминает дочь Ларисы Ивановны Елена Гладкова. – К чему-то мы с братом просто прислушивались, а в некоторых случаях принимали участие в разговоре. С каждым годом мы все больше и больше «заражались» аптечным делом. Мама была мудрым человеком и руководителем, она никогда ни на чем не настаивала, привлекая нас своим примером. В итоге проблем с выбором жизненного пути у нас не было: и я, и брат пошли по ее стопам и стали провизорами».
В свободном плавании
Первые годы самостоятельного существования  «Аптеки 245» в качестве коммерческого предприятия были посвящены адаптации к  условиям рынка и поиску собственных путей развития. Решения находились, скорее, интуитивно, ведь ни у кого из руководителей не было экономического образования и фундаментальных знаний в области коммерции. «Мы не всегда понимали, стоит ли открывать новую точку, хотя выбор тогда был широчайший. Глядя назад, я понимаю, что можно было открываться плотнее», – говорит Елена Гладкова. Наиболее благоприятным для аптеки периодом было начало 2000-х годов. Тогда переход на Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) позволил высвободить значительные денежные средства, вложить их в развитие бизнеса и создание новых филиалов. Сейчас «Аптека 245» – одна из ведущих аптечных сетей региона, она включает 23 торговые точки в Тольятти и Самаре, в которых трудятся свыше 230 работников, а также собственный аптечный склад.

Связь времен обеспечивает производственный отдел, который работает в центральной аптеке с момента ее основания. Он по-прежнему единственный в сети, но все остальные точки принимают рецепты и отпускают по заказу препараты аптечного изготовления.

Конечно, производство ЛС нельзя назвать доходным бизнесом, однако и это направление может быть рентабельным при условии наличия стабильного спроса.  Отдел снабжает население и ЛПУ всеми видами экстемпоральных препаратов: здесь готовят инъекционные растворы, глазные капли, мази, микстуры, порошки, суппозитории, настои, отвары, в том числе препараты в детских дозировках и лекарства, предназначенные для лечения онкозаболеваний.

С 2014 года «Аптекой 245» руководит Елена Гладкова, продолжающая дело Ларисы Ивановны Янкиной. Брат Елены – Дмитрий Янкин также работает в сети в должности заместителя генерального директора, зона его ответственности – ценообразование, маркетинг, все связанные с товарооборотом и хозяйственной деятельностью вопросы.
Вырастить кадры
Недостаток квалифицированного персонала – общая проблема аптечного бизнеса в России. В «Аптеке 245» к ее решению подходят основательно: здесь считают, что лучшие работники – это те, кто формировался и рос как профессионал внутри организации. Еще в 90-х в сети был открыт центр развития и обучения, в задачи которого входит подготовка наставников, занимающихся организацией тренингов для рядовых сотрудников.
В «Аптеке 245» считают, что сетью должны руководить люди, которые выросли внутри компании.
В «Аптеке 245» считают, что сетью должны руководить люди, которые выросли внутри компании.

В «Аптеке 245» считают, что сетью должны руководить люди, которые выросли внутри компании.
У «Аптеки 245» сложились тесные отношения с Самарским государственным медицинским университетом и Тольяттинским медицинским колледжем. Оба учебных заведения с удовольствием направляют своих студентов на практику в аптеки сети. Лучшие из них со временем получают приглашения на постоянную работу.

Главные качества, которые требуются от новичков, –  порядочность и ответственность, всему остальному можно научить, считает Елена Гладкова. Задача наставников – в течение испытательного срока определить, можно ли положиться на человека в профессиональном плане и готов ли он нести ответственность за свои действия. Что касается рабочих навыков, то самый важный из них – это умение общаться с покупателями, корректно, внимательно и терпеливо выяснять суть их проблем и находить подходящие решения. Также нужно хорошо ориентироваться в действующем законодательстве, в том числе правилах отпуска рецептурных препаратов. Для контроля уровня сервиса в сети используется система «тайный покупатель». В процессе обучения наставники стараются привить своим подопечным здоровый дух соревновательности.  Тренинги часто проводятся в игровой форме (гейми­фикация). Такой подход не только облегчает приобретение новых знаний, но и дает сотрудникам возможность почувствовать себя единой командой, а руководству помогает выявить лидеров, середнячков и отстающих.

В течение последних лет многие ветераны сети вышли на пенсию, так что сейчас в ней много совсем молодых людей. «Новое поколение активно, амбициозно, они заинтересованы в развитии и стремятся изменить мир к лучшему, так что работать с ними очень интересно», – признается директор сети.
Все, что нужно

В условиях кризиса и падения доходов населения особое значение приобретает ценовая политика аптеки. Однако не менее важную роль в борьбе за лояльность играет и аптечный ассортимент. Жители города знают, что с длинным списком редких препаратов лучше всего идти именно в 245-ю, ведь здесь, в отличие от конкурентов, не оптимизируют остатки и не пытаются сэкономить на «неликвиде».

Второе направление антикризисной программы – тщательная работа с  клиентом. Все приходящие в торговый зал должны почувствовать, что здесь готовы всерьез вникнуть в их проблемы и помочь. В сети регулярно проводятся акции и конкурсы для покупателей, вводятся дополнительные услуги, такие как исследование минеральной плотности костной ткани, за которым в 245-ю приезжают со всего Тольятти. Конечная цель – стать своей, домашней аптекой для как можно большего числа горожан.
Собственный производственный отдел – одно из важных преимуществ сети.
Собственный производственный отдел – одно из важных преимуществ сети.
Не только бизнес
«Мы не должны забывать, что аптеки – не только коммерческие предприятия, но и учреждения, выполняющие важнейшую социальную функцию, – считает Елена Гладкова. – Поэтому главное в нашем деле – это ответственность». По традиции, заданной основательницей сети, руководители «Аптеки 245» активно участвуют в жизни профессионального сообщества региона. Так, директор сети Елена Гладкова в настоящее время возглавляет Самарскую областную фармацевтическую ассоциацию. Среди важных профессиональных событий последнего года – обсуждение и формулирование общей позиции представителей отрасли относительно необходимости вывода государственных и муниципальных аптек из сферы действия Закона № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг».  На этот раз мнение аптечного сообщества услышали, и летом текущего года законодательство было изменено в пользу аптек.

«Счастлив тот человек, у которого профессия и хобби совпадают. Когда есть возможность ходить на работу с удовольствием, получая и материальное, и моральное удовлетворение. Если это так, то можно реализовать любые планы, ведь и коллеги, и подчиненные, и клиенты чувствуют твой позитивный настрой», – говорит Елена Гладкова. 
   


Марина Сипатова

Журнал "Российские аптеки" №9, 2017

Вам могут понравиться другие статьи:

Тонкая настройка бизнеса
За стеклом
Тонкая настройка бизнеса

Сеть «Аптека Фарма» работает в Рязанской области более 20 лет. В ее истории были кризисы и периоды борьбы за выживание, но сейчас руководство с оптимизмом смотрит в будущее и не боитс...

Подробнее
С поправкой на столетие
За стеклом
С поправкой на столетие

История аптечного дела насчитывает не одну сотню лет, и каждая эпоха накладывала свой отпечаток на труд фармацевтов и убранство учреждений фармации. Многие колоритные детали нашли отражение не толь...

Подробнее
Сеть регионального значения
За стеклом
Сеть регионального значения

ООО «Линия жизни» – частная аптечная сеть, практически в одиночку обеспечивающая сильнодействующими и наркотическими препаратами целый ряд населенных пунктов Калининградской области.&...

Подробнее
Востребовано и выгодно
За стеклом
Востребовано и выгодно

На изделия медицинского назначения приходится более 37% от оборота аптек в парафармацевтическом сегменте розничного рынка. И одна из наиболее емких групп товаров этого класса – медицинские приборы...

Подробнее
Форма имеет значение
За стеклом
Форма имеет значение

В инструкциях по медицинскому применению Ее Величество – лекарственная форма (ЛФ) всегда стоит на втором после МНН месте. На втором по порядку, но не по значимости!

Подробнее
5 шагов к успеху
За стеклом
5 шагов к успеху

Активное предложение – отличный инструмент для повышения среднего чека. Но в каких случаях это сделать уместно и как найти правильный подход?

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.