Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Без пяти минут музей

В очередном выпуске нашей регулярной рубрики речь пойдет об особенной аптеке, вот уже более 20 лет работающей в Ярославле. У нее нетипичная история создания, собственный, во многом уникальный ассортимент и своеобразное оформление. 

Как все начиналось

Аптека Ярославской фармацевтической фабрики была открыта в центральной части Ярославля, на улице Суркова 20/6, в апреле 1998 года. Старейшее фармацевтическое предприятие региона переживало нелегкие времена: падение производства, вынужденное сокращение части персонала, разрыв экономических связей и острый дефицит оборотных средств заставляли искать нестандартные решения. Одним из них стал запуск аптеки: реализуя собственную продукцию напрямую, фабрика получала хотя и небольшой, но постоянный источник так необходимых ей живых денег.


Аптека Ярославской фармацевтической фабрики

Лекарства от производителя

В аптеке на улице Суркова можно приобрести весь ассортимент продукции Ярославской фармфабрики. На предприятии, преимущественно из растительного сырья, производятся капли, линименты, мази, масла, настойки, пасты, сиропы, суспензии, экстракты, полимерные лекарственные пленки. Цены более чем доступные: одна упаковка стоит от 5 до 15 руб., есть более дорогостоящие позиции, но их совсем немного. По словам советника директора ЯФФ Олега Тропина, повышенным спросом у покупателей пользуются такие препараты, как капли Зеленина, «сердечные» капли Валокормид, сироп от кашля Амтерсол, терпентинное масло, настойки различных лекарственных растений.


Слева: Олег Тропин; справа: Работники аптеки (слева направо): Марина Мочалова, провизор; Наталья Спиридонова, заведующая; Наталья Лобода, фармацевт; Людмила Клюкина, уборщица

Слева: Олег Тропин

Справа: Работники аптеки (слева направо): Марина Мочалова, провизор; Наталья Спиридонова, заведующая; Наталья Лобода, фармацевт; Людмила Клюкина, уборщица 

Консультирование по продукции головного предприятия – одна из главных функций фармспециалистов. И поскольку это преимущественно очень дешевые ЛС, зарплаты работников аптеки не привязаны к среднему чеку.


Помимо демократичных цен, в аптеке Ярославской фармацевтической фабрики действуют скидки и дисконтные карты для различных категорий покупателей

Помимо демократичных цен, в аптеке Ярославской фармацевтической фабрики действуют скидки и дисконтные карты для различных категорий покупателей
Как за горячим хлебом

Сейчас вокруг аптеки практически нет жилых домов, только офисы и административные здания. Но покупатели – не только офисные работники, люди приезжают из других районов города и из области, заходят и туристы. Как и в большинстве аптек, среди посетителей преобладают пожилые люди. «К нам ездят за лекарствами, как раньше за горячим хлебом, – говорит Олег Тропин, – хотя проезд в городском транспорте стоит дороже большинства наших препаратов». Некоторые ЛС приходится продавать едва ли не дешевле себестоимости. Например, перекись водорода отпускается по 5 руб, за упаковку, и эту цену нельзя увеличить, поскольку препарат включен в перечень ЖНВЛП. Но при этом каждый стеклянный флакон, в который разливают антисептик, обходится предприятию по 2 руб. за штуку. Помимо продукции фабрики, в аптеке полный ассортимент отечественных и импортных лекарств, косметики и медицинских изделий: в общей сложности свыше 3 тыс. наименований. Но если необходимого препарата не окажется в наличии – не беда! Его привезут под заказ на следующий день.

Выставка в торговом зале

В небольшом помещении аптеки действует постоянная экспозиция. На большой высокой витрине можно увидеть упаковки препаратов, выпускавшихся на Ярославской фабрике несколько десятилетий назад, отдельно выставлены старые этикетки, образцы аптечного оборудования и посуды, почетные грамоты. Эта коллекция регулярно пополняется, часто новые экспонаты дарят покупатели. Например, не так давно в аптеку принесли старинный тонометр, рассказывает Олег Тропин.


На сегодняшний день в коллекции насчитывается свыше 30 экспонатов

На сегодняшний день в коллекции насчитывается свыше 30 экспонатов  

В ближайшее время на свободных площадях аптечного склада планируется создать полноценный музей: сюда переедет большая часть экспозиции юбилейной выставки, приуроченной к 100-летию Ярославской фармацевтической фабрики. 

В ближайшее время на свободных площадях аптечного склада планируется создать полноценный музей: сюда переедет большая часть экспозиции юбилейной выставки, приуроченной к 100-летию Ярославской фармацевтической фабрики.

А что с рентабельностью?

С самого начала функционирования фирменной аптеки было понятно, что она не будет приносить значительного дохода. Несколько тысяч упаковок ЛС, проданных с минимальной наценкой, не оказывают большого влияния на оборот предприятия. Впрочем, рентабельность в данном случае и не главное, говорит Олег Тропин: у аптеки другая, не менее значимая функция. «Она, конечно, должна окупаться, но главная ее задача – популяризировать продукцию нашей фабрики». По мнению руководства, с этой миссией аптека справляется вполне удачно.

Благодарим наших читателей за активное участие в конкурсе «Необычная аптека»! От вас мы узнали о многих интересных и нетипичных аптечных организациях. Подробности – в ближайших номерах РА!

Марина Сипатова

Журнал "Российские аптеки" №11, 2019

Вам могут понравиться другие статьи:

У подножия Бештау
За стеклом
У подножия Бештау

Аптечная сеть «Адам и Ева» работает в Пятигорске почти 20 лет. О том, что изменилось за это время на местном фармацевтическом рынке, мы поговорили с основателем и ...

Подробнее
В курортной зоне
За стеклом
В курортной зоне

Сеть «Моя аптека» работает преимущественно в Сочи. Ритм жизни города-курорта накладывает свой отпечаток на фармацевтический бизнес: нужно учитывать и необычную сезонность, и естественные ограничите...

Подробнее
Мерчендайзер в вашей аптеке
За стеклом
Мерчендайзер в вашей аптеке

«Продающая» выкладка – доступный и относительно малозатратный способ повысить продажи. Однако, чтобы затраченные усилия принесли ожидаемый результат, необходимо придерживаться определенных ...

Подробнее
Не болтай
За стеклом
Не болтай

На работе прекрасные отношения и кажется, что с сослуживцами можно говорить обо всем на свете? Стоп-стоп, не все так просто. 

Подробнее
Стратегия развития
За стеклом
Стратегия развития

Аптечная сеть «Максавит» работает на российском рынке более двух десятилетий и входит в топ-15 крупнейших игроков розничного сегмента. Сейчас компания стремительно меняется. 

Подробнее
Тонкая настройка бизнеса
За стеклом
Тонкая настройка бизнеса

Сеть «Аптека Фарма» работает в Рязанской области более 20 лет. В ее истории были кризисы и периоды борьбы за выживание, но сейчас руководство с оптимизмом смотрит в будущее и не боитс...

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.