Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Без пяти минут музей

В очередном выпуске нашей регулярной рубрики речь пойдет об особенной аптеке, вот уже более 20 лет работающей в Ярославле. У нее нетипичная история создания, собственный, во многом уникальный ассортимент и своеобразное оформление. 

Как все начиналось

Аптека Ярославской фармацевтической фабрики была открыта в центральной части Ярославля, на улице Суркова 20/6, в апреле 1998 года. Старейшее фармацевтическое предприятие региона переживало нелегкие времена: падение производства, вынужденное сокращение части персонала, разрыв экономических связей и острый дефицит оборотных средств заставляли искать нестандартные решения. Одним из них стал запуск аптеки: реализуя собственную продукцию напрямую, фабрика получала хотя и небольшой, но постоянный источник так необходимых ей живых денег.


Аптека Ярославской фармацевтической фабрики

Лекарства от производителя

В аптеке на улице Суркова можно приобрести весь ассортимент продукции Ярославской фармфабрики. На предприятии, преимущественно из растительного сырья, производятся капли, линименты, мази, масла, настойки, пасты, сиропы, суспензии, экстракты, полимерные лекарственные пленки. Цены более чем доступные: одна упаковка стоит от 5 до 15 руб., есть более дорогостоящие позиции, но их совсем немного. По словам советника директора ЯФФ Олега Тропина, повышенным спросом у покупателей пользуются такие препараты, как капли Зеленина, «сердечные» капли Валокормид, сироп от кашля Амтерсол, терпентинное масло, настойки различных лекарственных растений.


Слева: Олег Тропин; справа: Работники аптеки (слева направо): Марина Мочалова, провизор; Наталья Спиридонова, заведующая; Наталья Лобода, фармацевт; Людмила Клюкина, уборщица

Слева: Олег Тропин

Справа: Работники аптеки (слева направо): Марина Мочалова, провизор; Наталья Спиридонова, заведующая; Наталья Лобода, фармацевт; Людмила Клюкина, уборщица 

Консультирование по продукции головного предприятия – одна из главных функций фармспециалистов. И поскольку это преимущественно очень дешевые ЛС, зарплаты работников аптеки не привязаны к среднему чеку.


Помимо демократичных цен, в аптеке Ярославской фармацевтической фабрики действуют скидки и дисконтные карты для различных категорий покупателей

Помимо демократичных цен, в аптеке Ярославской фармацевтической фабрики действуют скидки и дисконтные карты для различных категорий покупателей
Как за горячим хлебом

Сейчас вокруг аптеки практически нет жилых домов, только офисы и административные здания. Но покупатели – не только офисные работники, люди приезжают из других районов города и из области, заходят и туристы. Как и в большинстве аптек, среди посетителей преобладают пожилые люди. «К нам ездят за лекарствами, как раньше за горячим хлебом, – говорит Олег Тропин, – хотя проезд в городском транспорте стоит дороже большинства наших препаратов». Некоторые ЛС приходится продавать едва ли не дешевле себестоимости. Например, перекись водорода отпускается по 5 руб, за упаковку, и эту цену нельзя увеличить, поскольку препарат включен в перечень ЖНВЛП. Но при этом каждый стеклянный флакон, в который разливают антисептик, обходится предприятию по 2 руб. за штуку. Помимо продукции фабрики, в аптеке полный ассортимент отечественных и импортных лекарств, косметики и медицинских изделий: в общей сложности свыше 3 тыс. наименований. Но если необходимого препарата не окажется в наличии – не беда! Его привезут под заказ на следующий день.

Выставка в торговом зале

В небольшом помещении аптеки действует постоянная экспозиция. На большой высокой витрине можно увидеть упаковки препаратов, выпускавшихся на Ярославской фабрике несколько десятилетий назад, отдельно выставлены старые этикетки, образцы аптечного оборудования и посуды, почетные грамоты. Эта коллекция регулярно пополняется, часто новые экспонаты дарят покупатели. Например, не так давно в аптеку принесли старинный тонометр, рассказывает Олег Тропин.


На сегодняшний день в коллекции насчитывается свыше 30 экспонатов

На сегодняшний день в коллекции насчитывается свыше 30 экспонатов  

В ближайшее время на свободных площадях аптечного склада планируется создать полноценный музей: сюда переедет большая часть экспозиции юбилейной выставки, приуроченной к 100-летию Ярославской фармацевтической фабрики. 

В ближайшее время на свободных площадях аптечного склада планируется создать полноценный музей: сюда переедет большая часть экспозиции юбилейной выставки, приуроченной к 100-летию Ярославской фармацевтической фабрики.

А что с рентабельностью?

С самого начала функционирования фирменной аптеки было понятно, что она не будет приносить значительного дохода. Несколько тысяч упаковок ЛС, проданных с минимальной наценкой, не оказывают большого влияния на оборот предприятия. Впрочем, рентабельность в данном случае и не главное, говорит Олег Тропин: у аптеки другая, не менее значимая функция. «Она, конечно, должна окупаться, но главная ее задача – популяризировать продукцию нашей фабрики». По мнению руководства, с этой миссией аптека справляется вполне удачно.

Благодарим наших читателей за активное участие в конкурсе «Необычная аптека»! От вас мы узнали о многих интересных и нетипичных аптечных организациях. Подробности – в ближайших номерах РА!

Марина Сипатова

Журнал "Российские аптеки" №11, 2019

Вам могут понравиться другие статьи:

Востребовано и выгодно
За стеклом
Востребовано и выгодно

На изделия медицинского назначения приходится более 37% от оборота аптек в парафармацевтическом сегменте розничного рынка. И одна из наиболее емких групп товаров этого класса – медицинские приборы...

Подробнее
Форма имеет значение
За стеклом
Форма имеет значение

В инструкциях по медицинскому применению Ее Величество – лекарственная форма (ЛФ) всегда стоит на втором после МНН месте. На втором по порядку, но не по значимости!

Подробнее
5 шагов к успеху
За стеклом
5 шагов к успеху

Активное предложение – отличный инструмент для повышения среднего чека. Но в каких случаях это сделать уместно и как найти правильный подход?

Подробнее
Акцент на достоинства
За стеклом
Акцент на достоинства

Активная интеграция продуктов этого сегмента в покупательскую корзину позволяет достичь сразу двух целей: повысить качество консультирования и увеличить сумму среднего чека.

Подробнее
Фармконсультирование – основа роста аптечных продаж
За стеклом
Фармконсультирование – основа роста аптечных продаж

Если ранее посетителей в аптеке могли консультировать в большем или меньшем объеме и не при каждом отпуске лс (нередко только при наличии конкретных вопросов), то в настоящее время консультирование...

Подробнее
Расти быстрее рынка
За стеклом
Расти быстрее рынка

Воронежская сеть «Фармия» – значимый игрок на розничном рынке Центрально-Черноземного района России. Сейчас она объединяет более 120 точек в нескольких регионах, но уже в ближайшее вр...

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.