Top.Mail.Ru
Частичка тепла – каждому клиенту
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов      ok_icons_.jpg   tg_icons_.jpg   dy_icons_.jpg   vk_icons_.jpg

Частичка тепла – каждому клиенту

У сети АО «Сахафармация» в республике Саха (Якутия) особая и ответственная миссия – их аптеки расположены не только в городах, но и в отдаленных районах, где они буквально на вес золота. Как  живется и работается в таких непростых условиях, рассказывает генеральный директор компании Степан Кусатов.


Степан Кусатов


Степан Кусатов, генеральный директор АО «Сахафармация», президент Фармацевтической ассоциации Республики Саха (Якутия)


Отличные от других

Якутия – самый большой по площади регион России, превосходящий по размеру Аргентину. При этом плотность населения одна из самых низких в стране – число проживающих в республике составляет менее 1 млн человек. А еще тут очень суровый климат – зимой температура нередко опускается ниже -50 °C. В это время года множество населенных пунктов становятся практически отрезанными от цивилизации, поэтому логистика – основная проблема якутского бизнеса. 


Сложности с транспортной доступностью генеральный директор АО «Сахафармация», президент Фармацевтической ассоциации Рес­публики Саха (Якутия) Степан Святославович Кусатов вообще называет главной отличительной чертой работы всех якутских аптек. Река Лена, по которой доставляются в том числе продукты питания и медикаменты, закрывается весной и осенью. Накануне всегда делается запас товаров на полтора-два месяца.


С авиаперевозкой тоже проблемы: рейсы есть не каждый день, а в арктические районы они и вовсе летают раз в две недели или в месяц. Людей в этих местах живет по якутским меркам много, и в первую очередь их стараются обеспечить продуктами, поэтому лекарства на борт могут взять по остаточному принципу. Впрочем, обычно этот вопрос удается решить напрямую с авиакомпаниями.


Конечно, есть у аптек республики Саха и положительные особенности. «В крупных городах многие ставят во главу угла коммерцию, на любой препарат идут допродажи, – говорит Степан Кусатов. – У нас аптеки более «человечные», что ли. Покупателей немного, фармспециалисты знают каждого и относятся к ним практически как к приятелям или знакомым, поэтому и рекомендации «семейные». Первостольники стараются подобрать средство, которое оптимально подойдет и по цене, и по качеству. А еще у нас дружное аптечное сообщество. Никогда не слышал, чтобы в Москве аптечные коллективы ходили друг к другу пить чай». 


Все для клиента

Все для клиента

Конкуренция среди аптек в республике Саха довольно большая – активно заходят федеральные сети, компании из соседних регионов. Сеть «Сахафармация» насчитывает 30 аптек в 11 районах, в том числе одну производственную.


«У нас есть три так называемых пояса: первый – город, второй – районы, третий – Север и Арктика, – поясняет Степан Кусатов. – В «Сахафармации» мы выбрали для себя стратегию социально ориентированной аптечной организации, поэтому даже в районах – во втором поясе – мы стараемся делать городские наценки. По Северу мы тоже смотрим индивидуально и стремимся торговые надбавки для населения сделать невысокими».


Кроме того, упор в «Сахафармации» делают на повышение качества обслуживания. «Следим, чтобы первостольники были предупредительными и вежливыми, – говорит Степан Святославович. – У нас стоит аудио- и видеорегистрация, мы разбираемся по каждому случаю жалоб, ввели обучение по этике и деонтологии. После обучения сотрудники заполняют специальные чек-листы, разработанные нами, чтобы продемонстрировать полученные знания. В этом году открыли колл-центр для населения. Всеми этими мероприятиями мы пытаемся повысить лояльность наших покупателей». Забота о клиентах в «Сахафармации» на этом не заканчивается. Компания сформировала собственный реестр нуждающихся в льготных лекарствах на основе данных Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития и организовала свой автопарк, чтобы развозить препараты самым уязвимым потребителям: инвалидам, ветеранам и тяжелобольным по домам. 


Степан Кусатов, генеральный директор АО «Сахафармация»


«У нас разработана стратегия развития «Сахафармации» до 2024 года, которую написал я. В ее рамках мы планировали диверсификацию нашей деятельности. Например, открыли свой цех производства дезинфицирующих растворов. Производим 6%-ную перекись водорода, которая оказалась востребована во время пандемии в 2020–2021 гг. Кроме того, мы закупили инсинератор – установку для уничтожения медицинских отходов, в том числе лекарственных препаратов. В дальнейшем мы планируем создание единого логистического центра по лекарственному обеспечению в республике в рамках решения поставленной Правительством задачи лекарственного обеспечения арктических и северных районов, больниц по линии ОМС и бюджета».

Кадры для севера
Кадры для севера

«С кадрами в республике тяжело, – признается Степан Кусатов. – Если раньше в учебных заведениях были целевые наборы, то сейчас в год выделяют 1–2 места. Те, кто учится платно, не хотят ехать в отдаленные районы, а так как по большей части там работают люди почтенного возраста, которые уходят на пенсию, бывают и случаи, когда аптека закрывается из-за отсутствия специалистов». В «Сахафармации» не стали ждать у моря погоды и взяли решение кадровой проблемы в свои руки.


«В прошлом году наша организация за счет собственных средств набрала двух «целевиков», – говорит Степан Святославович. – Мы ежемесячно выплачиваем им стипендию, все социальные компенсации и специально готовим для работы в северных и арктических районах. В подготовке таких специалистов есть специфика, ведь сотрудников в арктических районах мало, а объем работы такой же. Если в крупных городах в аптеке есть несколько фармспециалистов, заведующий аптекой, каждый занимается свои делом, то в отдаленных районах человек должен быть универсальным. Ведь там тоже есть и производство, и розница, и наркотические препараты, и льготники». 


Готовым же специалистам, которые соглашаются работать в районах, где «Сахафармация» открывает аптеки, предлагают повышенную зарплату, подъемные и служебное жилье. Благодаря этому подходу компании удается решать кадровую проблему.

В заботе о людях

Сегодня штат «Сахафармации» состоит из 178 человек, по факту работает более 200 специалистов, которые живут дружно и весело. Несмотря на транспортные и нередко погодные трудности, сотрудники компании регулярно проходят обучающие курсы, участвуют в вебинарах, повышая профессиональный уровень. Есть в этом и материальная заинтересованность: периодически проводится внутренняя аттестация, и, если сотрудник повышает свою категорию, его зарплата увеличивается.


Коллективы аптек «Сахафармации» регулярно участвуют в конкурсах на лучшую аптеку, провизора и т.д. и, конечно, в корпоративах. Хочется подробней рассказать об одном из них – ФармЫсыах. Ысыах – национальный праздник лета в Якутии в честь богов Айыы и возрождения природы. Проводится он очень весело: участники водят хороводы, организуют обильное угощение, танцы, народные игры, конные скачки и соревнования. 


На ФармЫсыахе мы совмещаем и профессиональное, и отдых


«На ФармЫсыахе мы совмещаем и профессиональное, и отдых, – говорит Степан Кусатов. – Наряжаемся в национальные костюмы, а затем выбираем лучший. Проводим спортивные состязания по национальной борьбе, перетягиванию каната, прыжкам в длину. Устраиваем конкурсы на лучшее блюдо. Каждая организация готовит национальные блюда из мяса, рыбы, печени, причем оно должно выглядеть тематически. Например, были блюда, выполненные в виде таблеток или зеленого креста. Потом комиссия оценивает внешний вид и вкус и выбирает лучшее. Но мы стараемся никого не обидеть и не оставить без призов. А еще непременно выбираем победителя в номинации «Лучший по  профессии».


Главным принципом работы всей аптечной сети Степан Святославович считает уважение к людям – и к коллегам, и к покупателям. «Я  всегда говорю нашим сотрудникам: посетители приходят в аптеку, когда болеют. Они нуждаются в помощи, в добром слове, поддержке. Тем более у нас, где и врачей немного, и вообще людей, скажем честно, мало. Нам нужно согревать друг друга, отдавая частичку своего тепла. И конечно, необходимо сделать все, чтобы нашим клиентам было уютно и тепло в наших аптеках. Чистые торговые залы, красивые витрины, максимум информации о препаратах – это все уважение к клиентам, к жителям Якутии».

В этом году «Сахафармация» планирует набрать кандидатов на получение фармобразования и оплатить им обучение в колледже при условии, что после получения диплома они отработают в организации не менее трех лет.

Екатерина Коновалова

Журнал "Российские аптеки" №7-8, 2022

Вам могут понравиться другие статьи:

Вызовы времени
За стеклом
Вызовы времени

Пандемия COVID-19, круто изменившая нашу жизнь, пошла на спад, однако почивать на лаврах победителей инфекции не приходится – перед бизнесом стоят новые реал...

Подробнее
Интерьер имеет значение!
За стеклом
Интерьер имеет значение!

Еще Эльдар Рязанов заметил, что наши предки напрасно мучились над каждым архитектурным проектом. То ли дело сегодня: заходя в среднестатистическую аптеку, мы видим типовой торговый зал и с...

Подробнее
Реклама по правилам
За стеклом
Реклама по правилам

По словам патриарха рекламной индустрии Дэвида Огилви, двигателем торговли может быть только хорошая реклама, плохая же играет роль тормоза. Это «золотое правило» работает в любом бизнесе, в то...

Подробнее
Когда один в поле – воин
За стеклом
Когда один в поле – воин

Аптечный рынок уверенно и незаметно для многих перешел в новую эру – эру конкурентной борьбы по самому жесткому сценарию. Особенно непросто выживать в таких условиях небольшим сетям.&...

Подробнее
E-Com меняет жизнь аптечной розницы
За стеклом
E-Com меняет жизнь аптечной розницы

Полтора года назад российские аптеки получили возможность легально использовать канал электронной коммерции (Е-commerce, или E-Com). Как это отразилось на их деятельности, а главное, прибыльности, ...

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.