Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Фармация Нового Света

Drugstore, дословно «магазин лекарств», – именно сюда отправляется за препаратами типичный американец. На самом деле это обычный супермаркет с обязательным отделом безрецептурных ЛС или over-the-counter drugs (OTC). 

В такой магазин ездят за продуктами, стиральным порошком, цветами, бытовыми мелочами, попутно покупая средства от изжоги и головной боли. А вот аптека в привычном нам смысле, где Rx и OTC-средства отпускают дипломированные специалисты, называется Pharmacy.

Она может существовать как сама по себе, так и при Drugstore. Собственно аптеки в США также делятся на несколько типов: обычные (готовых лекарственных форм), специализированные (имеющие дополнительную лицензию для реализации особых ЛС, например, для лечения ВИЧ, онкозаболеваний) и производственные – «compounding pharmacies». 
Как в крупных сетевых магазинах, так и в сравнительно небольших pharmaсies распространено самообслуживание.  Режим работы первых – с раннего утра и до 24.00 (в больших городах – круглосуточно), вторые открыты чаще всего с 8 до 18 часов.
Первостольник made in USA
farmacia-usa-5.jpgЧтобы открыть в США собственное аптечное дело, иметь фармобразование не обязательно, однако нужно дополнительно получить степень МВА – мастера делового администрирания.  Лицензию выдает Фармацевтическое управление штата, и получить ее довольно легко. Владеть аптекой в США может врач или компания, но заведовать ею должен фармацевт. На сегодняшний день программа обучения фармспециалиста с высшим образованием рассчитана на 7 лет. Кроме того, надо обязательно пройти шести-месячное дополнительное обучение и обзавестись степенью доктора фармации – PharmD.

Прежде чем получить лицензию на практическую деятельность, студент должен сдать экзамены при фармацевтических управлениях штатов и пройти производственную практику в течение 9 месяцев. После этого можно идти в обычную аптеку или подать документы на дополнительную программу, чтобы устроиться фармацевтом в клинике – там почасовая оплата значительно выше, хотя и работать приходится больше: в ночную смену, в выходные дни и без отпусков.

Профессия фармацевта – одна из самых высокооплачиваемых в стране. Начальная зарплата – 50–60 тыс. долларов в год считается относительно небольшой и после получения степени доктора фармации повышается до 100–120 тыс. долларов в год. В специализированных аптеках, работающих с радиофармпрепаратами, химиопрепаратами, фармацевтам платят до 250 тыс. долларов в год. На таких позициях нужны специальные знания и навыки, здесь выше риск и цена ошибки, соответственно, больше и вознаграждение. 
OTC & Rx
Основной доход стандартной Pharmaсy приносит продажа Rx-препаратов, стоимость которых для населения, как правило, оплачивается страховкой. Рецептурные ЛС составляют около 90% ассортимента, в свободном доступе можно найти лишь витамины, БАД, сиропы от кашля, гомеопатические и антигистаминные средства, глазные капли, а также НПВС. Обслуживание пациентов с рецепта-ми происходит по следующей схеме. Прежде чем отпустить лекарство, фармацевту необходимо проверить назначения врача и параметры страховки клиента в общей базе (компенсирует ли страховка стоимость данного средства). 

Далее он смотрит, совместим ли отпускаемый препарат с другими ЛС, которые принимает посетитель: для этого есть специальная компьютерная программа. В случае необходимости работник аптеки может проконсультироваться с врачом по поводу правильности назначения или посоветовать выписать пациенту другое лекарство. Оплатив заказ, посетитель получает упаковку с личными пометками фармацевта о том, как принимать ЛС: до, после или во время еды, чем нужно запивать, можно ли сочетать с другими препаратами или алкоголем, нет ли ограничений по управлению транспортным средством и т.д. 

В аптеках США есть также должность «техника» – сотрудника без фармобразования, выполняющего простые операции. В его обязанности входит приготовление лекарств по рецепту врача, печать наклеек с названиями препаратов, расстановка ассортимента, учет лекарственных средств.

Кто платит?
Поскольку фармакотерапия в Америке осуществляется по страховке, немного расскажем о том, как устроена эта система. Медуслуги в США – самые дорогие в мире. Поэтому каждый американец стремится сэкономить на лекарствах и визите к доктору. 

Люди, работающие в больших компаниях, имеют медицинскую страховку, оплачиваемую работодателем. Те, кто трудится в маленьких фирмах или по контракту, самостоятельно пытаются найти подходящий вариант компенсации стоимости лечения. Самой лучшей считается страховка у военных: она возмещает затраты на все прописанные ЛС и на визиты в поликлиники. В рамках государственных программ Medicaid и Medicare медицинскую помощь получают люди с доходом ниже официальной черты бедности, многодетные семьи, инвалиды и пенсионеры. 

Имеющий медицинскую страховку пациент платит только часть стоимости медикамента, например, 15% или фиксированные 10 долларов. Однако чтобы купить Rx-препарат, нужно попасть к врачу за рецептом, а визит в поликлинику оплачивается дополнительно. В зависимости от типа страховки это может быть и 20 долларов, и 200. К тому же по требованию третьей стороны – страховой компании, экономящей на всем, – в аптеках, как правило, отпускаются более дешевые дженерики, а не оригинальные препараты.
Какая аптека лучше?
Жители мегаполисов предпочитают пользоваться сетевыми аптеками – цены в них гораздо ниже, да и обычный набор лекарств уже одобрен страховой компанией раз и навсегда. Дополнительные преимущества дает единая по всей стране информационная база. Если человек, проживающий в одном штате, приехал в другой, а лекарство оставил дома и даже забыл его название, он может прийти за помощью в любую аптеку «своей» сети. Работник найдет данные клиента в единой системе, проверит назначения врача и отпустит выписанный препарат. Как правило, американцы предпочитают аптеку, которая расположена ближе всего к дому/работе. На выбор влияет качество обслуживания, а так же цены – иногда в зависимости от типа страховки стоимость ЛС может быть несколько выше или ниже. 

Однако многие аптеки стремятся привлечь потребителя за счет расширения ассортимента и предложения дополнительных услуг, зачастую нестандартных. Так, сеть CVS обзавелась системой так называемых walk-in health clinics. Это небольшие медучреждения, предоставляющие широкий спектр услуг: от удаления бородавок до вакцинации и планового медосмотра. А некоторые крупные сети даже открывают в своих филиалах салоны красоты, кофейни или суши-бары. 

Японскую еду, к примеру, сейчас можно отведать в 175 филиалах Walgreens и Duane Reade. Основная тенденция в розничном сегменте США – постепенное сокращение числа независимых (одиночных) аптек, а также постоянные слияния и поглощения мелких аптечных сетей более крупными предприятиями.
Pharmacy
На сегодняшний день в стране существует около 200 сетей. В тройку лидеров входят Walgreens (более 8000 аптек в 50 штатах), CVS/Pharmacy (около 7200 аптек в 41 штате) и RiteAid (примерно 4700 аптек). Каждая сеть имеет какую-то отличительную особенность. Так, у Walgreens более разнообразный ассортимент продуктов, галантереи и косметики, а сети CVS и RiteAid активно занимаются продажами ЛС через интернет. Несмотря на давление со стороны сетевых гигантов, частные одиночные аптеки продолжают существовать и сохраняют рентабельность. Многие из них являются семейными предприятиями, переходящими от родителей к детям на протяжении многих поколений. Внимательное отношение к каждому посетителю, готовность дать максимально развернутую консультацию и постоянное присутствие владельца в торговом зале – их неоспоримые преимущества в борьбе с более крупными конкурентами.


Любовь Пронина


Журнал "Российские аптеки" №1-2, 2015

Вам могут понравиться другие статьи:

Дополнительное время
За стеклом
Дополнительное время

Как оформлять и оплачивать сверхурочную работу, кого можно к ней привлекать? Ответим на самые частые вопросы руководителей аптек.

Подробнее
В гостях у чешских коллег
За стеклом
В гостях у чешских коллег

За считанные дни до закрытия границ наш корреспондент успела побывать в Чехии, чтобы изучить местный аптечный рынок и пообщаться с чешскими фармспециалистами. 

Подробнее
За лекарством в Lékárnu
За стеклом
За лекарством в Lékárnu

На чешском языке «аптека» звучит как «Lékárna». Именно такую вывеску вы увидите над входом любого аптечного учреждения. Несмотря на общее видимое сходство, чешские аптеки значительно отличаются от наших.

Подробнее
Очередь без осложнений
За стеклом
Очередь без осложнений

Для владельца аптеки постоянное столпотворение в торговом зале – несомненный плюс и признак того, что местоположение торговой точки было выбрано правильно. Но вот для первостольников и для покупателей это несомненный фактор стресса.

Подробнее
«Мы работаем 200 лет!»
За стеклом
«Мы работаем 200 лет!»

Власьевская аптека – одна из туристических достопримечательностей Ярославля. Ее история насчитывает без малого два века.

Подробнее
Неформальные отношения в коллективе
За стеклом
Неформальные отношения в коллективе

Людей в аптеке обычно работает немного, персонал в основном женский, а руководитель нередко вчерашний первостольник. Поэтому отношения между коллегами чаще всего трудно назвать формальными.

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.