Top.Mail.Ru
Фармация Нового Света
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов      ok_icons_.jpg   tg_icons_.jpg   dy_icons_.jpg   vk_icons_.jpg

Фармация Нового Света

Drugstore, дословно «магазин лекарств», – именно сюда отправляется за препаратами типичный американец. На самом деле это обычный супермаркет с обязательным отделом безрецептурных ЛС или over-the-counter drugs (OTC). 

В такой магазин ездят за продуктами, стиральным порошком, цветами, бытовыми мелочами, попутно покупая средства от изжоги и головной боли. А вот аптека в привычном нам смысле, где Rx и OTC-средства отпускают дипломированные специалисты, называется Pharmacy.

Она может существовать как сама по себе, так и при Drugstore. Собственно аптеки в США также делятся на несколько типов: обычные (готовых лекарственных форм), специализированные (имеющие дополнительную лицензию для реализации особых ЛС, например, для лечения ВИЧ, онкозаболеваний) и производственные – «compounding pharmacies». 
Как в крупных сетевых магазинах, так и в сравнительно небольших pharmaсies распространено самообслуживание.  Режим работы первых – с раннего утра и до 24.00 (в больших городах – круглосуточно), вторые открыты чаще всего с 8 до 18 часов.
Первостольник made in USA
farmacia-usa-5.jpgЧтобы открыть в США собственное аптечное дело, иметь фармобразование не обязательно, однако нужно дополнительно получить степень МВА – мастера делового администрирания.  Лицензию выдает Фармацевтическое управление штата, и получить ее довольно легко. Владеть аптекой в США может врач или компания, но заведовать ею должен фармацевт. На сегодняшний день программа обучения фармспециалиста с высшим образованием рассчитана на 7 лет. Кроме того, надо обязательно пройти шести-месячное дополнительное обучение и обзавестись степенью доктора фармации – PharmD.

Прежде чем получить лицензию на практическую деятельность, студент должен сдать экзамены при фармацевтических управлениях штатов и пройти производственную практику в течение 9 месяцев. После этого можно идти в обычную аптеку или подать документы на дополнительную программу, чтобы устроиться фармацевтом в клинике – там почасовая оплата значительно выше, хотя и работать приходится больше: в ночную смену, в выходные дни и без отпусков.

Профессия фармацевта – одна из самых высокооплачиваемых в стране. Начальная зарплата – 50–60 тыс. долларов в год считается относительно небольшой и после получения степени доктора фармации повышается до 100–120 тыс. долларов в год. В специализированных аптеках, работающих с радиофармпрепаратами, химиопрепаратами, фармацевтам платят до 250 тыс. долларов в год. На таких позициях нужны специальные знания и навыки, здесь выше риск и цена ошибки, соответственно, больше и вознаграждение. 
OTC & Rx
Основной доход стандартной Pharmaсy приносит продажа Rx-препаратов, стоимость которых для населения, как правило, оплачивается страховкой. Рецептурные ЛС составляют около 90% ассортимента, в свободном доступе можно найти лишь витамины, БАД, сиропы от кашля, гомеопатические и антигистаминные средства, глазные капли, а также НПВС. Обслуживание пациентов с рецепта-ми происходит по следующей схеме. Прежде чем отпустить лекарство, фармацевту необходимо проверить назначения врача и параметры страховки клиента в общей базе (компенсирует ли страховка стоимость данного средства). 

Далее он смотрит, совместим ли отпускаемый препарат с другими ЛС, которые принимает посетитель: для этого есть специальная компьютерная программа. В случае необходимости работник аптеки может проконсультироваться с врачом по поводу правильности назначения или посоветовать выписать пациенту другое лекарство. Оплатив заказ, посетитель получает упаковку с личными пометками фармацевта о том, как принимать ЛС: до, после или во время еды, чем нужно запивать, можно ли сочетать с другими препаратами или алкоголем, нет ли ограничений по управлению транспортным средством и т.д. 

В аптеках США есть также должность «техника» – сотрудника без фармобразования, выполняющего простые операции. В его обязанности входит приготовление лекарств по рецепту врача, печать наклеек с названиями препаратов, расстановка ассортимента, учет лекарственных средств.

Кто платит?
Поскольку фармакотерапия в Америке осуществляется по страховке, немного расскажем о том, как устроена эта система. Медуслуги в США – самые дорогие в мире. Поэтому каждый американец стремится сэкономить на лекарствах и визите к доктору. 

Люди, работающие в больших компаниях, имеют медицинскую страховку, оплачиваемую работодателем. Те, кто трудится в маленьких фирмах или по контракту, самостоятельно пытаются найти подходящий вариант компенсации стоимости лечения. Самой лучшей считается страховка у военных: она возмещает затраты на все прописанные ЛС и на визиты в поликлиники. В рамках государственных программ Medicaid и Medicare медицинскую помощь получают люди с доходом ниже официальной черты бедности, многодетные семьи, инвалиды и пенсионеры. 

Имеющий медицинскую страховку пациент платит только часть стоимости медикамента, например, 15% или фиксированные 10 долларов. Однако чтобы купить Rx-препарат, нужно попасть к врачу за рецептом, а визит в поликлинику оплачивается дополнительно. В зависимости от типа страховки это может быть и 20 долларов, и 200. К тому же по требованию третьей стороны – страховой компании, экономящей на всем, – в аптеках, как правило, отпускаются более дешевые дженерики, а не оригинальные препараты.
Какая аптека лучше?
Жители мегаполисов предпочитают пользоваться сетевыми аптеками – цены в них гораздо ниже, да и обычный набор лекарств уже одобрен страховой компанией раз и навсегда. Дополнительные преимущества дает единая по всей стране информационная база. Если человек, проживающий в одном штате, приехал в другой, а лекарство оставил дома и даже забыл его название, он может прийти за помощью в любую аптеку «своей» сети. Работник найдет данные клиента в единой системе, проверит назначения врача и отпустит выписанный препарат. Как правило, американцы предпочитают аптеку, которая расположена ближе всего к дому/работе. На выбор влияет качество обслуживания, а так же цены – иногда в зависимости от типа страховки стоимость ЛС может быть несколько выше или ниже. 

Однако многие аптеки стремятся привлечь потребителя за счет расширения ассортимента и предложения дополнительных услуг, зачастую нестандартных. Так, сеть CVS обзавелась системой так называемых walk-in health clinics. Это небольшие медучреждения, предоставляющие широкий спектр услуг: от удаления бородавок до вакцинации и планового медосмотра. А некоторые крупные сети даже открывают в своих филиалах салоны красоты, кофейни или суши-бары. 

Японскую еду, к примеру, сейчас можно отведать в 175 филиалах Walgreens и Duane Reade. Основная тенденция в розничном сегменте США – постепенное сокращение числа независимых (одиночных) аптек, а также постоянные слияния и поглощения мелких аптечных сетей более крупными предприятиями.
Pharmacy
На сегодняшний день в стране существует около 200 сетей. В тройку лидеров входят Walgreens (более 8000 аптек в 50 штатах), CVS/Pharmacy (около 7200 аптек в 41 штате) и RiteAid (примерно 4700 аптек). Каждая сеть имеет какую-то отличительную особенность. Так, у Walgreens более разнообразный ассортимент продуктов, галантереи и косметики, а сети CVS и RiteAid активно занимаются продажами ЛС через интернет. Несмотря на давление со стороны сетевых гигантов, частные одиночные аптеки продолжают существовать и сохраняют рентабельность. Многие из них являются семейными предприятиями, переходящими от родителей к детям на протяжении многих поколений. Внимательное отношение к каждому посетителю, готовность дать максимально развернутую консультацию и постоянное присутствие владельца в торговом зале – их неоспоримые преимущества в борьбе с более крупными конкурентами.


Любовь Пронина


Журнал "Российские аптеки" №1-2, 2015

Вам могут понравиться другие статьи:

Частичка тепла – каждому клиенту
За стеклом
Частичка тепла – каждому клиенту

У сети АО «Сахафармация» в республике Саха (Якутия) особая и ответственная миссия – их аптеки расположены не только в городах, но и в отдаленных районах, где...

Подробнее
Вызовы времени
За стеклом
Вызовы времени

Пандемия COVID-19, круто изменившая нашу жизнь, пошла на спад, однако почивать на лаврах победителей инфекции не приходится – перед бизнесом стоят новые реал...

Подробнее
Интерьер имеет значение!
За стеклом
Интерьер имеет значение!

Еще Эльдар Рязанов заметил, что наши предки напрасно мучились над каждым архитектурным проектом. То ли дело сегодня: заходя в среднестатистическую аптеку, мы видим типовой торговый зал и с...

Подробнее
Реклама по правилам
За стеклом
Реклама по правилам

По словам патриарха рекламной индустрии Дэвида Огилви, двигателем торговли может быть только хорошая реклама, плохая же играет роль тормоза. Это «золотое правило» работает в любом бизнесе, в то...

Подробнее
Когда один в поле – воин
За стеклом
Когда один в поле – воин

Аптечный рынок уверенно и незаметно для многих перешел в новую эру – эру конкурентной борьбы по самому жесткому сценарию. Особенно непросто выживать в таких условиях небольшим сетям.&...

Подробнее
E-Com меняет жизнь аптечной розницы
За стеклом
E-Com меняет жизнь аптечной розницы

Полтора года назад российские аптеки получили возможность легально использовать канал электронной коммерции (Е-commerce, или E-Com). Как это отразилось на их деятельности, а главное, прибыльности, ...

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.