Где искать упущенную прибыль
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Где искать упущенную прибыль

Наш эксперт: Виктория Андросова, основатель и генеральный директор российской IT-компании ФармХаб

Наш эксперт: Виктория Андросова,
основатель и генеральный директор российской IT-компании ФармХаб



Две проблемы, которые снижают доход аптеки, – это несостоявшиеся продажи и избыточный товарный запас. Полностью решить их, конечно, невозможно, но есть несколько хорошо работающих приемов, которые позволят оптимизировать закупки и минимизировать потери.

Можно начинать считать потерянную прибыль, если клиент не смог купить нужный ему препарат. На графике 1 упущенные продажи показаны синим пунктиром. Мы видим, что ЛС X продается практически каждый день, в среднем по 3 единицы. При этом в течение определенного времени данной позиции не было в продаже. В эти дни препарат также мог быть продан, как обычно, в количестве трех штук. В итоге – упущенная прибыль. А еще расстроенный клиент, который может уйти к конкуренту. 

Затоваренный склад

Избыточный товарный запас тоже мешает зарабатывать больше. Аптека закупает много товара, который очень медленно продается. Получается, что вложенные в него средства могли быть потрачены на ходовые позиции. Возрастает риск просрочки, а это уже прямые финансовые потери. А еще товар занимает условное «складское/полочное» пространство, а оно тоже стоит денег. На графике 2 видно, что ближе к началу отчетного периода была сделана большая закупка препарата Y. Через две недели – новая закупка, хотя старый товар еще не распродан. В результате аптека пытается продать остатки, которые занимают место на складе, и оборотные деньги. Решение этой проблемы в дробных и небольших по объему закупках. Таким образом, на складе всегда есть товар, но он не залеживается, так как закупается часто и небольшими партиями.

График 1. Когда товара нет в наличии. График 2. Когда товара слишком много

Как понять, сколько нужно закупать?

Есть несколько факторов, которые влияют на частоту и объем закупок:


  • остатки в день заказа

  • акция по НТЗ (неснижаемый товарный запас)

  • время доставки заказа

  • страховочный запас

  • количество продаж в день


Выясним, сколько нужно закупить товара, чтобы в аптеке был запас на следующую неделю, то есть 7 дней.


Известно, что:


  • на остатках еще есть 35 упаковок препарата Z

  • аптека участвует в акции, по условиям которой остаток товара не должен быть менее 5 штук

  • доставка товара происходит на третий день после заказа

  • страховочного запаса в аптеке должно хватать на 2 дня

  • в среднем продается 11 упаковок Z в день. 


Используем самый простой вариант расчета – линейную модель, которую каждый может применять самостоятельно. 

За неделю аптека продаст (7 x 11 = 77) упаковок Z. К этому нужно добавить страховочный запас (2 x 11 = 22) и время доставки (3 x 11 = 33), а затем вычесть уже имеющийся остаток (35 уп.). Кроме того, по условиям акции нам необходим НТЗ в размере 5 упаковок. В данном случае страховой запас (22 шт.) покрывает НТЗ (5шт.), поэтому формула выглядит следующим образом:

77 + 22 + 33 – 35 = 97

Итак, оптимальный объем заказа – 97 упаковок, однако нам необходимо учитывать минимальный объем и кратность заказов у дистрибьюторов. Если каких-либо ограничений нет – смело заказываем ровно столько, сколько нам нужно, но может быть так, что поставщик принимает заказы в количестве, кратном 30, то есть нужно закупить или 90 штук или сразу 120.


В данном случае аптеке нужно принять решение: закупить 120 упаковок и потратить дополнительные деньги, которые могли бы пойти на закупку другого товара, либо, рискнув остаться без товара или нарушить условия акции НТЗ, закупить 90 штук, либо передать заказ другому поставщику, с иными условиями заказа, если таковой имеется*.

 

* В наших расчетах мы не учитывали сезонность, праздники, маржинальность, проходимость товара и ряд других факторов. Для более точного прогнозирования можно использовать современные компьютерные программы, работающие практически с любым количеством переменных. Если же цифровые решения пока не вошли в практику вашей аптеки, применяйте линейную модель – она поможет избежать грубых ошибок в планировании товарных запасов.

Журнал "Российские аптеки" №6, 2019

Вам могут понравиться другие статьи:

Интерьер имеет значение!
За стеклом
Интерьер имеет значение!

Еще Эльдар Рязанов заметил, что наши предки напрасно мучились над каждым архитектурным проектом. То ли дело сегодня: заходя в среднестатистическую аптеку, мы видим типовой торговый зал и с...

Подробнее
Реклама по правилам
За стеклом
Реклама по правилам

По словам патриарха рекламной индустрии Дэвида Огилви, двигателем торговли может быть только хорошая реклама, плохая же играет роль тормоза. Это «золотое правило» работает в любом бизнесе, в то...

Подробнее
Когда один в поле – воин
За стеклом
Когда один в поле – воин

Аптечный рынок уверенно и незаметно для многих перешел в новую эру – эру конкурентной борьбы по самому жесткому сценарию. Особенно непросто выживать в таких условиях небольшим сетям.&...

Подробнее
E-Com меняет жизнь аптечной розницы
За стеклом
E-Com меняет жизнь аптечной розницы

Полтора года назад российские аптеки получили возможность легально использовать канал электронной коммерции (Е-commerce, или E-Com). Как это отразилось на их деятельности, а главное, прибыльности, ...

Подробнее
Работаем в ритме города!
За стеклом
Работаем в ритме города!

Совмещать труд за первым столом с подготовкой праздничных концертов или записью рекламных роликов, растить специалистов высокого класса, открывающих собственные аптеки, помогать детскому дому, ...

Подробнее
У подножия Бештау
За стеклом
У подножия Бештау

Аптечная сеть «Адам и Ева» работает в Пятигорске почти 20 лет. О том, что изменилось за это время на местном фармацевтическом рынке, мы поговорили с основателем и ...

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.