Интерьер имеет значение!
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Интерьер имеет значение!

Еще Эльдар Рязанов заметил, что наши предки напрасно мучились над каждым архитектурным проектом. То ли дело сегодня: заходя в среднестатистическую аптеку, мы видим типовой торговый зал и стандартную мебель. Это удобно и экономично, хотя и не очень эффектно. Впрочем, находятся смельчаки, которые делают ставку на изящество и стиль. Стоит ли овчинка выделки? Давайте обо всем по порядку.

Мал золотник, да успешен

Сеть ИП Милевская, о которой пойдет рассказ, состоит всего из двух небольших аптек в Калужской области, в соседних городах Балабаново и Обнинск. Коллектив таких мини-предприятий – это одна дружная семья, которая работает слаженно и качественно. И действительно: в аптеках ИП Милевская трудятся неравнодушные, активные сотрудники, хорошо знающие потребности своего клиента. 


Руководитель сети Елена Милевская в качестве одного из основных составляющих успеха называет индивидуальную работу с покупателем: «Первостольник – во многом психолог. Здоровые приходят к нам редко, к сожалению, основная наша целевая аудитория – недовольные, плохо себя чувствующие люди. Поэтому провизоры и фармацевты должны уметь прежде всего разговаривать, слышать проблему клиента, предлагать ее решение и, разумеется, работать с претензиями. Мы обучаем этим тонкостям, и успешно. Наша книга жалоб и предложений заполнена только положительными отзывами. И конечно, мы стараемся сохранять в аптеках конкурентоспособные цены, чтобы наш покупатель возвращался снова и снова».


Мы отдаем себе отчет в том, что фармацевтическая розница сегодня – зона высокого риска
«Мы отдаем себе отчет в том, что фармацевтическая розница сегодня – зона высокого риска, поэтому расширения сети пока не планируем, – рассказывает Елена Милевская. – Две работающие «точки» прибыльны и стабильны, и уже это – большое достижение. Ведь в моей карьере предпринимателя был и неудачный опыт, когда аптека, идеей которой я жила и дышала несколько лет, так и не пересекла барьера рентабельности. Но именно этот опыт показал, чего же хотят наши клиенты».
Аптека из прошлого

После окончания института, в 90-х годах, Елена Милевская работала провизором-аналитиком в отделе, оборудованном на то время по последнему слову техники. А любой фармспециалист, который хоть однажды побывал в производственной аптеке, не может не полюбить ее особый, несравнимый колорит. 


«У меня всегда была ностальгия по аптекам, в которых готовились лекарства, – рассказывает Елена. – Особенно привлекала идея ретростиля – такие точки до сих пор работают за границей. И когда у меня появилась возможность открыть свое предприятие, я решила рискнуть и воплотить свою мечту в жизнь – построить аптеку, которая разительно отличается от «стандарта» с его сухим, почти офисным интерьером». 


2011 году было приобретено помещение на первом этаже жилого дома. Очень долго длился сложный и полный преград процесс его перевода из жилого в нежилой фонд. Источником вдохновения для Елены Милевской, помогающим преодолевать бюрократические барьеры, стал поиск старинных предметов фармацевтического быта для витрины, которую планировалось установить в уникальной аптеке. Их искали по всему миру. Средневековая фреска с изображением алхимика, работа известного мастера, книги по аптекарскому делу, старинные весы, привезенные из Америки, банка для порошков из Португалии, микроскоп из Англии, ступки из Греции и множество других экспонатов были выставлены в специальной витрине. К процессу подключили специалистов – художников, дизайнеров. 


Само помещение оформляли тоже очень тщательно: колонны, белая резная мебель, кирпичная кладка «под старину», витражи в пол, огромная хрустальная люстра. Вывеску сделали тоже в старинном стиле, тщательно подбирали шрифт с завитками. «Продумывалась каждая деталь, – вспоминает Елена. – Даже фонари у входа в аптеку мы заказывали необычные, кованые. Все это в комплексе смотрелось очень атмосферно, необычно и ярко, и я была почти уверена, что нас ждет успех. Но, к сожалению, ошибалась».


Аптека из прошлого

Процесс приготовления лекарств и контроля их качества для человека с фармацевтическим образованием чуть ли не священен. Поэтому так трепетно относятся провизоры и фармацевты ко всему, что связано с производственными отделами: к вертушкам со штангласами, вращающимся столам с выдвижными ящичками, ступкам, аптекарским весам и т.д.
Красиво – значит дорого?

В первый месяц работы новая аптека показала очень скромные результаты, а потом дела начали идти все хуже. Поначалу руководство воспринимало неуспех со сдержанным оптимизмом: нередко торговая точка выходит на положительную рентабельность через полгода после открытия. Однако прошло 6 месяцев, потом 12, а о прибыли можно было только мечтать. «Мы проработали «в ноль» 2 года, – рассказывает Елена. – Нельзя сказать, что мы не нашли своего клиента: у нас появились постоянные посетители, но для достижения коммерческого успеха этого было недостаточно». При этом и ценовая политика, и ассортимент были полностью конкурентоспособными, а расположение – выгодным, с высоким трафиком. 


Единственной причиной того, что покупатели обходили аптеку стороной, стала та самая изюминка, выделявшая ее в ряду других «точек», – интерьер. «Если у вас так красиво, наверное, и очень дорого», – говорили клиенты первостольникам, и убедить их в обратном было невозможно. 

Ищем новый стиль

Через 2 года уникальная аптека закрылась. «Музейная» витрина переехала на хранение в гараж. Впрочем, и мебель, и отдельные экспонаты используются в новой, теперь уже совершенно типичной и привычной для посетителей аптеке. Среди них – английская ступка с пестиком XVI века – в ней хранят витамины и гематоген, старинный ингалятор, пузатая фарфоровая колба. А вот всю витрину Елена Милевская выставить не решается – есть риск, что стереотип «дорого-богато» сработает вновь, и поток посетителей снизится.


Неудачный опыт с изысканным интерьером показал, что сегодняшний покупатель предпочитает стандартный, современный стиль, в котором комфортно и спокойно. И несмотря на это, Елена Милевская ни о чем не жалеет: «Как говорят, лучше раскаиваться из-за того, что сделал, чем тосковать по несбывшемуся. Моя мечта исполнилась. И пусть проект роскошной аптеки оказался коммерчески неудачным, призрачным – все равно его воплощение принесло много радости. К тому же есть надежда, что когда-нибудь в будущем клише, которое помешало моему детищу стать успешным, исчезнет. И – кто знает – может быть, теперь уже мои дети вдохнут в эту идею новую жизнь».


Ищем новый стиль

Елена Милевская: В последнее время ко мне все чаще попадают резюме молодых специалистов, которым любовь к профессии буквально передалась по наследству. Дети провизоров и фармацевтов, выросшие в аптеках, необыкновенно образованны и преданы своему делу, и это помогает им добиться успеха. Они – будущее фармацевтики, которыми, уверена, можно гордиться!

Марина Сипатова
Фото предоставлены сетью ИП Милевская, Shutterstock.com

Журнал "Российские аптеки" №1-2, 2022

Вам могут понравиться другие статьи:

Вызовы времени
За стеклом
Вызовы времени

Пандемия COVID-19, круто изменившая нашу жизнь, пошла на спад, однако почивать на лаврах победителей инфекции не приходится – перед бизнесом стоят новые реал...

Подробнее
Реклама по правилам
За стеклом
Реклама по правилам

По словам патриарха рекламной индустрии Дэвида Огилви, двигателем торговли может быть только хорошая реклама, плохая же играет роль тормоза. Это «золотое правило» работает в любом бизнесе, в то...

Подробнее
Когда один в поле – воин
За стеклом
Когда один в поле – воин

Аптечный рынок уверенно и незаметно для многих перешел в новую эру – эру конкурентной борьбы по самому жесткому сценарию. Особенно непросто выживать в таких условиях небольшим сетям.&...

Подробнее
E-Com меняет жизнь аптечной розницы
За стеклом
E-Com меняет жизнь аптечной розницы

Полтора года назад российские аптеки получили возможность легально использовать канал электронной коммерции (Е-commerce, или E-Com). Как это отразилось на их деятельности, а главное, прибыльности, ...

Подробнее
Работаем в ритме города!
За стеклом
Работаем в ритме города!

Совмещать труд за первым столом с подготовкой праздничных концертов или записью рекламных роликов, растить специалистов высокого класса, открывающих собственные аптеки, помогать детскому дому, ...

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.