Интерьер имеет значение!
Еще Эльдар Рязанов заметил, что наши предки напрасно мучились над каждым архитектурным проектом. То ли дело сегодня: заходя в среднестатистическую аптеку, мы видим типовой торговый зал и стандартную мебель. Это удобно и экономично, хотя и не очень эффектно. Впрочем, находятся смельчаки, которые делают ставку на изящество и стиль. Стоит ли овчинка выделки? Давайте обо всем по порядку.
Мал золотник, да успешен
Сеть ИП Милевская, о которой пойдет рассказ, состоит всего из двух небольших аптек в Калужской области, в соседних городах Балабаново и Обнинск. Коллектив таких мини-предприятий – это одна дружная семья, которая работает слаженно и качественно. И действительно: в аптеках ИП Милевская трудятся неравнодушные, активные сотрудники, хорошо знающие потребности своего клиента.
Руководитель сети Елена Милевская в качестве одного из основных составляющих успеха называет индивидуальную работу с покупателем: «Первостольник – во многом психолог. Здоровые приходят к нам редко, к сожалению, основная наша целевая аудитория – недовольные, плохо себя чувствующие люди. Поэтому провизоры и фармацевты должны уметь прежде всего разговаривать, слышать проблему клиента, предлагать ее решение и, разумеется, работать с претензиями. Мы обучаем этим тонкостям, и успешно. Наша книга жалоб и предложений заполнена только положительными отзывами. И конечно, мы стараемся сохранять в аптеках конкурентоспособные цены, чтобы наш покупатель возвращался снова и снова».
«Мы отдаем себе отчет в том, что фармацевтическая розница сегодня – зона высокого риска, поэтому расширения сети пока не планируем, – рассказывает Елена Милевская. – Две работающие «точки» прибыльны и стабильны, и уже это – большое достижение. Ведь в моей карьере предпринимателя был и неудачный опыт, когда аптека, идеей которой я жила и дышала несколько лет, так и не пересекла барьера рентабельности. Но именно этот опыт показал, чего же хотят наши клиенты».
Аптека из прошлого
После окончания института, в 90-х годах, Елена Милевская работала провизором-аналитиком в отделе, оборудованном на то время по последнему слову техники. А любой фармспециалист, который хоть однажды побывал в производственной аптеке, не может не полюбить ее особый, несравнимый колорит.
«У меня всегда была ностальгия по аптекам, в которых готовились лекарства, – рассказывает Елена. – Особенно привлекала идея ретростиля – такие точки до сих пор работают за границей. И когда у меня появилась возможность открыть свое предприятие, я решила рискнуть и воплотить свою мечту в жизнь – построить аптеку, которая разительно отличается от «стандарта» с его сухим, почти офисным интерьером».
2011 году было приобретено помещение на первом этаже жилого дома. Очень долго длился сложный и полный преград процесс его перевода из жилого в нежилой фонд. Источником вдохновения для Елены Милевской, помогающим преодолевать бюрократические барьеры, стал поиск старинных предметов фармацевтического быта для витрины, которую планировалось установить в уникальной аптеке. Их искали по всему миру. Средневековая фреска с изображением алхимика, работа известного мастера, книги по аптекарскому делу, старинные весы, привезенные из Америки, банка для порошков из Португалии, микроскоп из Англии, ступки из Греции и множество других экспонатов были выставлены в специальной витрине. К процессу подключили специалистов – художников, дизайнеров.
Само помещение оформляли тоже очень тщательно: колонны, белая резная мебель, кирпичная кладка «под старину», витражи в пол, огромная хрустальная люстра. Вывеску сделали тоже в старинном стиле, тщательно подбирали шрифт с завитками. «Продумывалась каждая деталь, – вспоминает Елена. – Даже фонари у входа в аптеку мы заказывали необычные, кованые. Все это в комплексе смотрелось очень атмосферно, необычно и ярко, и я была почти уверена, что нас ждет успех. Но, к сожалению, ошибалась».
Процесс приготовления лекарств и контроля их качества для человека с фармацевтическим образованием чуть ли не священен. Поэтому так трепетно относятся провизоры и фармацевты ко всему, что связано с производственными отделами: к вертушкам со штангласами, вращающимся столам с выдвижными ящичками, ступкам, аптекарским весам и т.д.
Красиво – значит дорого?
В первый месяц работы новая аптека показала очень скромные результаты, а потом дела начали идти все хуже. Поначалу руководство воспринимало неуспех со сдержанным оптимизмом: нередко торговая точка выходит на положительную рентабельность через полгода после открытия. Однако прошло 6 месяцев, потом 12, а о прибыли можно было только мечтать. «Мы проработали «в ноль» 2 года, – рассказывает Елена. – Нельзя сказать, что мы не нашли своего клиента: у нас появились постоянные посетители, но для достижения коммерческого успеха этого было недостаточно». При этом и ценовая политика, и ассортимент были полностью конкурентоспособными, а расположение – выгодным, с высоким трафиком.
Единственной причиной того, что покупатели обходили аптеку стороной, стала та самая изюминка, выделявшая ее в ряду других «точек», – интерьер. «Если у вас так красиво, наверное, и очень дорого», – говорили клиенты первостольникам, и убедить их в обратном было невозможно.
Ищем новый стиль
Через 2 года уникальная аптека закрылась. «Музейная» витрина переехала на хранение в гараж. Впрочем, и мебель, и отдельные экспонаты используются в новой, теперь уже совершенно типичной и привычной для посетителей аптеке. Среди них – английская ступка с пестиком XVI века – в ней хранят витамины и гематоген, старинный ингалятор, пузатая фарфоровая колба. А вот всю витрину Елена Милевская выставить не решается – есть риск, что стереотип «дорого-богато» сработает вновь, и поток посетителей снизится.
Неудачный опыт с изысканным интерьером показал, что сегодняшний покупатель предпочитает стандартный, современный стиль, в котором комфортно и спокойно. И несмотря на это, Елена Милевская ни о чем не жалеет: «Как говорят, лучше раскаиваться из-за того, что сделал, чем тосковать по несбывшемуся. Моя мечта исполнилась. И пусть проект роскошной аптеки оказался коммерчески неудачным, призрачным – все равно его воплощение принесло много радости. К тому же есть надежда, что когда-нибудь в будущем клише, которое помешало моему детищу стать успешным, исчезнет. И – кто знает – может быть, теперь уже мои дети вдохнут в эту идею новую жизнь».
Елена Милевская: В последнее время ко мне все чаще попадают резюме молодых специалистов, которым любовь к профессии буквально передалась по наследству. Дети провизоров и фармацевтов, выросшие в аптеках, необыкновенно образованны и преданы своему делу, и это помогает им добиться успеха. Они – будущее фармацевтики, которыми, уверена, можно гордиться!
Марина Сипатова
Фото предоставлены сетью ИП Милевская, Shutterstock.com
Журнал "Российские аптеки" №1-2, 2022
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.