Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Истерическая демонстрация

Картина «Лекция в клинике Сальпетриер» была написана французским художником Пьером-Андре Бруйе в 1887 году и с большим успехом выставлялась в Париже. На ней изображен выдающийся врач Жан-Мартен Шарко, один из основателей современной неврологии и психотерапии. Профессор запечатлен в момент проведения занятий, он демонстрирует слушателям одну из своих пациенток. 

В целом картина по манере напоминает многие полотна, на которых хирурги рассекают трупы или оперируют больных в анатомических театрах при свете свечей и в присутствии самых разнообразных зрителей. Однако действие в случае с доктором Шарко происходит вовсе не в подобном театре, а в одном из хорошо освещенных помещений старинного павильона больницы. Именно там каждый вторник он демонстрировал образцы поведения больных истерией. 

Собрания постепенно превратились в настоящие шоу, на них приходили не только студенты-медики и врачи, но и члены высшего общества, писатели, философы. Довольно быстро появились и критики, утверждавшие, что происходящее никакого отношения к медицине не имеет, а Шарко на самом деле нанимает актеров и подбирает публику, легко поддающуюся внушению. 

Впрочем, их обвинения не подтверждались. 

Так, хорошо известно, что женщину, изображенную на картине, зовут Бланш Уитман. Она действительно была профессионалом, но не в актерском деле. Ее называли «королевой истерики» или «культивированной истеричкой».

Шарко предпочитал ее присутствие, когда нужно было проиллюстрировать на клинических примерах состояние гипноза, эпилептоидные припадки, которые могли вызываться прикосновением к так называемым «истерогенным зонам», расположенным в подмышечных впадинах, а останавливаться – сдавлением яичников. Один из учеников профессора Шарко описывал Уитман так: «Бланш высока, около 1,64 м, корпулентна (70 кг), рыжая, с лимфатической конституцией. Кожа белая. Грудь большая. Умственные способности ниже среднего. Память достаточно хорошая. Ее взгляд блестящий: вид мужчин и контакт с ними вызывает в ней особое возбуждение».
Термин  «истерия»  происходит  от  греческого ύστέρα,  то  есть  «матка». Собирательное  обозначение  самых  различных женских  расстройств, связанных  якобы  с  блужданием матки  по  телу. Впервые описана в древнеегипетских папирусах примерно  за  2  тыс.  лет до  нашей  эры.  Собственно  название  болезни появилось в Древней Греции,  оно  встречается  в  «Гиппократовом сборнике».  Диагноз  был чрезвычайно  популярен у  врачей  XIX–XX  веков, его  ставили,  если  женщина  демонстрировала на публике эмоциональные  реакции  –  слезы, смех,  крики.  Кроме  того, истерию ставили при судорогах,  параличах, нарушениях  чувствительности,  ухудшении слуха  и  зрения, любых помрачениях  сознания, повышенной  сексуальной активности, одышке, бессоннице.  
В  руководстве  Джорджа  Тейлора 1859 года издания перечень состояний, относящихся к  истерии,  занимал  75  листов.  Лечение было самым разнообразным  –  от  гидротерапии, предложенной,  к  слову, Шарко (до сих пор мощный водный контрастный массаж носит его имя) до хирургического удаления матки. Широко практиковался трансвагинальный массаж  органов  таза: ручная стимуляция половых  органов  пациенток проводилась до тех пор, пока  они  не  испытывали  «многократные  истерические  пароксизмы», более  известные  сегодня  как  оргазм.  
В  1870-х годах  появились  электромеханические стимулирующие  устройства, прародители  современных  вибраторов.  По  мере  развития  медицины, появления новых диагностических методов, в том числе лектрофизиологических и рентгеновских, стало  ясно,  что  истерии в том понятии, в котором ее описывали до XX века, не существует. Большую роль в этом сыграли Жан-Мартен Шарко и Зигмунд Фрейд.  Сегодня  состояния, ранее относившиеся к «истерии», считаются не только патологией (эпилепсия, шизофрения, пограничные расстройства личности, тревожные расстройства и т.п.), но и вариантом нормы.
На картине женщина изображена в момент прохождения четырех стадий так называемой большой истерии, как ее определял сам Шарко. Он объясняет собравшимся происходящее, в то время как один из его помощников, Жозеф-Франсуа Феликс Бабинский, поддерживает ее под мышками, пристально глядя на пациентку.  Возле Уитман стоит пожилая женщина. Это Маргарет Боттар, или Боботта, старшая сиделка в женском отделении больницы Сальпетриер. 

Организованная, старательная и преданная сотрудница, которую очень ценил Шарко. За свою долгую профессиональную деятельность она получила множество наград, а в 1898 году ей была вручена медаль Почетного легиона. 

Другие ассистенты – Поль-Мари-Луи-Пьер Рише, чьи идеи о гипнозе оказали особое влияние на Зигмунда Фрейда, Шарль-Самсон Фере, стоящий рядом с ним у стола, где находится катушка индуктивности, снабжающая током электроды, которые держит в руках Шарко. Также можно увидеть известных неврологов Пьера Жане и Жоржа Жиля де ла Туретта. Возле окна стоит сын Шарко, Жан-Батист, посвятивший себя исследованию Арктики и позже погибший в кораблекрушении.

Бланш Уитман после смерти Жана-Мартена Шарко была переведена в Отель-Дье. Поскольку мода на истерию постепенно прошла, бывшая пациентка постепенно успокоилась и даже устроилась на работу – поначалу в фотографическую, а позже и в радиологическую лабораторию Кюри. Последнее место работы стало причиной развития у нее рака. Когда Уитман спросили, симулировала ли она истерические припадки на показах профессора она ответила: «Если у нас приступ, мы не можем вести себя иначе. И в этом не было ничего приятного. Кроме того, вы верите, что было легко одурачить месье Шарко? Были, конечно, и такие пациентки, которые пытались ломать комедию, но Шарко метал в них простой, но вместе с тем испепеляющий взгляд, после чего они немедленно успокаивались»

Без истерики!


Одна из версий изобретения вибратора изложена в художественном фильме «Без истерики!»/«Hysteria» 2011г. Героиня, на которой проводятся первые испытания устройства, внешне напоминает Бланш Уитман.

Алексей Водовозов


Журнал "Российские аптеки" №6, 2015

Вам могут понравиться другие статьи:

Старейшая в Европе
За стеклом
Старейшая в Европе

Ратушная аптека в Таллине включена во все туристические маршруты и путеводители. Причина проста: это самая старая действующая европейская аптека, уже почти 600 лет она находится в одном и том ж...

Подробнее
Сохраняя традиции
За стеклом
Сохраняя традиции

Аптечная сеть, о которой пойдет речь сегодня, – одна из старейших в России. Ей удалось сохранить лучшую часть традиций советской фармации, адаптировав их к реалиям рыночной экономики.

Подробнее
Дополнительное время
За стеклом
Дополнительное время

Как оформлять и оплачивать сверхурочную работу, кого можно к ней привлекать? Ответим на самые частые вопросы руководителей аптек.

Подробнее
В гостях у чешских коллег
За стеклом
В гостях у чешских коллег

За считанные дни до закрытия границ наш корреспондент успела побывать в Чехии, чтобы изучить местный аптечный рынок и пообщаться с чешскими фармспециалистами. 

Подробнее
За лекарством в Lékárnu
За стеклом
За лекарством в Lékárnu

На чешском языке «аптека» звучит как «Lékárna». Именно такую вывеску вы увидите над входом любого аптечного учреждения. Несмотря на общее видимое сходство, чешские аптеки значительно отличаются от ...

Подробнее
Очередь без осложнений
За стеклом
Очередь без осложнений

Для владельца аптеки постоянное столпотворение в торговом зале – несомненный плюс и признак того, что местоположение торговой точки было выбрано правильно. Но вот для первостольников и для покуп...

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.