Лето в аптеке
Сокращение потока посетителей и затишье в продажах – специфика летнего сезона. Можно просто расслабиться и отдохнуть, но ничегонеделание быстро надоедает. Как не попасть в плен скуки и провести освободившееся время с пользой?
Заняться самообразованием
Фармрынок, медицинская наука и фармацевтика не стоят на месте. Изменения в законах, в инструкциях ЛС, новые бренды – провизорам надо быть в курсе всего этого. Конечно, визиты медпредов и фармкружки никто не отменял, но полезную информацию бывает не так-то легко усвоить, особенно в период напряженной работы. Когда проходит сезонный пик продаж и клиентов становится меньше, попробуйте наверстать упущенное и посвятите время самообразованию – профильная пресса вам в помощь! Не хочется читать журналы – зайдите в Интернет. Сейчас есть несколько профессиональных обучающих ресурсов, на которых вся актуальная для фармацевтов информация собрана воедино, например «Смартфарма», Pharmedu, Люди Pro и др. На этих сайтах можно найти видеоуроки, онлайн-курсы, тренинги, вебинары, лекции, презентации компаний. Одним словом, возможностей для поддержания своей квалификации на уровне – множество.
Комментарий. Ольга Вавилова, провизор, Подольск
Наша аптека небольшая, находится в спальном районе, и летом посетителей совсем мало. В это время становится очень скучно, работать совсем не хочется. Самое неприятное, что теряются навыки быстрого обслуживания покупателей и расслабляешься настолько, что любой вопрос клиента может поставить в тупик. Я согласна: надо обязательно держать себя в тонусе и освежать свои знания. Но от работы за компьютером у меня сильно устают глаза, поэтому я больше люблю читать аптечную прессу. Летом есть возможность не спеша просмотреть весь журнал. Часто я листаю старые выпуски – там всегда находится масса интересного, что не успела заметить в рабочей спешке.
Изучить конкурентов
Снижение прибыли летом для многих неизбежно, однако всегда есть возможность возместить потери за счет грамотной подготовки к «горячему» осенне-зимнему сезону. Как раз сейчас у вас появилось время на то, чтобы проанализировать собственные сильные и слабые стороны, исправить недочеты, а также обратить внимание на соседние аптеки. Очень может быть, что удачные находки, которые вы подметите у конкурентов, сработают и в вашем торговом зале. В упрощенном виде алгоритм действий следующий. Для начала нужно выявить всех тех, кого вы считаете конкурентами, будь то аптека, расположенная по соседству, или даже магазин бытовой электроники. Затем собрать всю возможную информацию, находящуюся в открытом доступе: посетить сайт, посмотреть группы в соцсетях, обратить внимание на замечания посетителей («А вот напротив аптекари повежливее!», «А у ваших соседей мне сделали скидку!»). Постарайтесь понять, как они привлекают покупателей, насколько эффективны те или иные маркетинговые ходы, за счет чего снижаются цены. А затем подумайте, можно ли перенять этот опыт.
Усовершенствовать выкладку
«Мертвый сезон» – это отличная возможность проявить фантазию и реализовать свои креативные идеи в оформлении торгового зала. Летняя выкладка, сделанная по всем правилам мерчендайзинга (им посвящен наш спецпроект «Витрина», см. с. 26 ), несомненно привлечет внимание покупателей и поможет стимулировать продажи. Приоритетные позиции должны занимать антигистаминные препараты, средства от укачивания, пластыри, перевязочные и дезинфицирующие средства, БАД для похудения, солнцезащитная косметика. Внимание к сезонной выкладке можно привлечь с помощью нестандартных рубрикаторов (см. РА № 9–10). В оформлении выбирайте яркие цвета – желтый (вызывающий ассоциации с пляжным песочком и солнцем), оттенки зеленого, синего. Используйте нестандартные ходы. Например, около витрины со средствами для похудения можно поставить весы – редкая женщина не захочет проверить, не набрала ли она за зиму лишнего. Ну, а если вес далек от идеала, то посетительница обязательно спросит у вас совета, как эффективнее и безопаснее его снизить.
Комментарий. Екатерина Хаврова, провизор из Тюмени, член Клуба РА
С мая объем продаж в нашей аптеке начинает снижаться, а летом наступает полное затишье. Покупателей становится гораздо меньше, ведь люди реже болеют в этот период. Спрос в основном только на нелекарственный ассортимент. А еще большой популярностью, особенно у путешественников и дачников, пользуются различные летние аптечки – мы их самостоятельно собираем и постоянно рекомендуем.
Заявить о себе
Необычная летняя акция обязательно привлечет внимание к вашей аптеке. И даже если посетитель ничего не купит сейчас, он наверняка вспомнит о вас и вернется, когда возникнет такая необходимость. Устройте, например, дегустацию прохладительных напитков, ведь в ассортименте аптеки их великое множество: фиточаи, минеральная вода, соки. Информацию об акции нужно разместить на видном месте – около входа или в прикассовой зоне. Проводить такие мероприятия лучше не один раз, а регулярно, например по четвергам и субботам на протяжении месяца.
Для нас лето – напряженный период, ведь сотрудники уходят в отпуск, и нагрузка увеличивается. Хотя, безусловно, посетителей становится меньше, и продажи падают. Наиболее востребованы в это время антигистаминные препараты (так как еще продолжается сезон цветения), средства от насморка и для промывания носа, а также пластыри, косметика для ног и минеральная вода. На эти средства мы делаем упор в сезонной выкладке. В летний период у нас проводятся разнообразные акции. Например, мы предлагаем посетителям спастись от жары в нашей аптеке с помощью биомороженого. А еще к покупкам препаратов выдаются летние подарки – фрисби или, например, мячики для игры в пляжный футбол.
Привести себя в форму
Кто сказал, что производственная гимнастика в прошлом? Для первостольников зарядка на рабочем месте более чем актуальна – ведь большую часть смены приходится проводить на ногах, что провоцирует ряд проблем со здоровьем. Время, свободное от покупателей, в мертвый сезон как нельзя лучше подойдет, чтобы «оживить» затекшие конечности и привести себя в тонус: сделать растяжку, статические упражнения – напряжения и расслабления разных групп мышц. А может быть, у вас перед аптекой есть лужайка? Отличный повод устроить 15-минутный перерыв для занятий йогой на свежем воздухе!
Любовь Пронина
Журнал "Российские аптеки" №11, 2015
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.