Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Место встречи изменить нельзя



Внешнее окружение аптеки невозможно изменить по нашему желанию. Однако можно научиться использовать его в своих интересах, активно эксплуатируя достоинства и нивелируя недостатки.


Давайте выйдем из аптеки и посмотрим на прохожих. Кто из них заходит к вам, а кто идет мимо? Каков ритм активности покупателей? И, наконец, что же должно случиться для того, чтобы теоретический посетитель стал нашим фактическим клиентом?





Внимательно изучаем окрестности и ищем ответы на следующие вопросы.


  • Каковы точки притяжения потоков покупателей? В их роли может выступать торговый центр, остановка транспорта, поликлиника, детский сад, фитнес-клуб, офисы, спальный район и т.п.

  • Куда идут люди, проходящие мимо аптеки? Спешат на работу, идут в поликлинику, на рынок, возвращаются из магазина?
  • Есть ли рядом точки конкурентов, когда они открыты, есть ли у них акции, чем они привлекают покупателей?


Анализируем собранные данные, отмечаем плюсы и минусы расположения и сами для себя вырабатываем рекомендации, что с этим делать. Приведем несколько примеров такого подхода.

Аптека в торговом центре или рядом с нимАптека в торговом центре или рядом с ним


Плюсы: торговый центр привлекает большие потоки покупателей, многие из них будут заходить к вам.

Минусы: высокая плотность покупателей приводит к сокращению времени, которое они проводят внутри аптеки, откладыванию покупок на следующий раз, к жалобам на медленную работу персонала.


Что нужно сделать? Изучите пики посещаемости. Обновите заранее запас лекарств на прилавках, введите электронную очередь, увеличьте количество касс, сделайте открытую выкладку.

Рядом с метро / автобусной остановкойРядом с метро / автобусной остановкой


Плюсы: множество покупателей, решивших забежать в аптеку по пути с работы или на работу.

Минусы: посещение аптеки не входит в планы подавляющего большинства пассажиров.


Что нужно сделать?
Заявите о себе. Сделайте яркие витрины, поставьте указатели на дороге, подсветите вывески, чтобы быть заметными в темное время суток.
Рядом автомагистральРядом автомагистраль


Плюсы: все автолюбители – ваши потенциальные клиенты.

Минусы: аптека, как правило, располагается на 1-м этаже, и вывеска может быть закрыта деревьями, не видна с дороги. Возле аптеки бывает трудно припарковаться.


Что нужно сделать? Установите возле дороги указатель по типу дорожного знака. Повесьте вывеску так, чтобы она была видна с дороги. Сделайте вывеску с освещением, чтобы она была заметна также в темное время суток. Продумайте варианты парковки.


 Аптека находится в спальном районе / многоквартирном доме на 1-м этажеАптека находится в спальном районе / многоквартирном доме на 1-м этаже


Плюсы: большинство посетителей – ваши соседи, велика вероятность, что они станут вашими постоянными клиентами.

Минусы: в аптеку ходят только местные жители, низкая проходимость.


Что нужно сделать? Используйте оригинальные акции и специальные услуги. Сделайте вход и торговый зал максимально удобными для пожилых людей, мам с детьми, инвалидов. Повесьте колокольчик на дверь, чтобы покупатель не ждал первостольника.

Рядом с аптекой много офисовРядом с аптекой много офисов


Плюсы: ваши потенциальные покупатели являются той самой целевой аудиторией, за которой гоняется большинство коммерческих предприятий. Они активны и платежеспособны.

Минусы: у людей не всегда есть время, чтобы зайти в аптеку. Длинные очереди во время обеденного перерыва или в конце рабочего дня.


Что нужно сделать? Сделайте акцент на премиальных товарах. Расширьте ассортимент дорогой косметики, используйте эффектную, «продающую» выкладку. На приоритетных местах выкладываются дорогие препараты. Продумайте режим работы аптеки в час пик.
Наличие аттрактора: детского сада, ЛПУ, фитнес-клубаНаличие аттрактора: детского сада, ЛПУ, фитнес-клуба


Плюсы: посетители учреждения-аттрактора часто нуждаются в специальных ЛС и товарах медицинского назначения. Покупать их они будут именно у вас.

Минусы: если аптека не приспособлена для обслуживания привлеченных людей, то вы быстро потеряете их и они вряд ли вернутся снова.


Что нужно сделать? Учитывайте специализацию лечебного учреждения-аттрактора при формировании ассортимента (детское или спортивное питание и препараты, помогающие при травмах, парафармацевтика и пр.). Добавьте в интерьер необходимые детали. Например, если рядом ЛПУ, нелишней будет стойка с ортопедией или тонометром. Сделайте детский уголок, если к вам приходит много посетителей с детьми.

Итак, положение и окрестности аптеки изучены и проанализированы, выявлены преимущества и «узкие места», выработаны меры по улучшению ситуации. Дело за малым: теперь нужны ресурсы и воля для того, чтобы претворить в жизнь запланированные изменения!

Ирина Ткаченко

Журнал "Российские аптеки" №10, 2017

Вам могут понравиться другие статьи:

Старейшая в Европе
За стеклом
Старейшая в Европе

Ратушная аптека в Таллине включена во все туристические маршруты и путеводители. Причина проста: это самая старая действующая европейская аптека, уже почти 600 лет она находится в одном и том ж...

Подробнее
Сохраняя традиции
За стеклом
Сохраняя традиции

Аптечная сеть, о которой пойдет речь сегодня, – одна из старейших в России. Ей удалось сохранить лучшую часть традиций советской фармации, адаптировав их к реалиям рыночной экономики.

Подробнее
Дополнительное время
За стеклом
Дополнительное время

Как оформлять и оплачивать сверхурочную работу, кого можно к ней привлекать? Ответим на самые частые вопросы руководителей аптек.

Подробнее
В гостях у чешских коллег
За стеклом
В гостях у чешских коллег

За считанные дни до закрытия границ наш корреспондент успела побывать в Чехии, чтобы изучить местный аптечный рынок и пообщаться с чешскими фармспециалистами. 

Подробнее
За лекарством в Lékárnu
За стеклом
За лекарством в Lékárnu

На чешском языке «аптека» звучит как «Lékárna». Именно такую вывеску вы увидите над входом любого аптечного учреждения. Несмотря на общее видимое сходство, чешские аптеки значительно отличаются от ...

Подробнее
Очередь без осложнений
За стеклом
Очередь без осложнений

Для владельца аптеки постоянное столпотворение в торговом зале – несомненный плюс и признак того, что местоположение торговой точки было выбрано правильно. Но вот для первостольников и для покуп...

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.