Российские аптеки - журнал для профессионалов аптечного дела
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

С поправкой на столетие

История аптечного дела насчитывает не одну сотню лет, и каждая эпоха накладывала свой отпечаток на труд фармацевтов и убранство учреждений фармации. Многие колоритные детали нашли отражение не только в специальной исторической, но и в художественной литературе.

Ну и чучело!

Аптекарь в «Ромео и Джульетте» Шекспира – персонаж эпизодический, но, согласитесь, немаловажный. И вот как выглядит его заведение: «В его лавчонке жалкой черепаха / Висела, и набитый аллигатор / И кожи всяких страшных рыб...»


Аптекарь в «Ромео и Джульетте»Действительно, средневековые аптеки Европы поражали воображение одним своим видом: нечто среднее между химической лабораторией и жилищем колдуна: помимо склянок с таинственными надписями там могли находиться черепа или чучела животных, а также экзотические предметы вроде панциря черепахи или бивня нарвала, принимаемого простолюдинами за рог единорога. Да и некоторые ингредиенты лекарств были больше похожи на составляющие зелий: пепел ежа, помет павлина, сало змеи...


Кстати, одна из старейших и ныне работающих аптек Европы – Ратушная аптека в Таллине – исправно снабжает население лекарствами аж с 1422 года. При ней действует небольшой музей – со старинным оборудованием и прочими раритетами.

Опиум для народа

О'Генри «Приворотное зелье Айки Шонштейна»Клиенты аптекарей в произведениях XIX – начала XX века частенько получают лекарства на основе опия. Так, в рассказе О'Генри «Приворотное зелье Айки Шонштейна» фармацевты «сами размачивают опиум, сами фильтруют из него настойку», а в качестве снотворного используется морфин с молочным сахаром. Сейчас читать это странно, но были времена, когда эти наркотические вещества широко использовали в качестве успокоительных и добавляли в микстуры, в том числе и детские.


Интересно и описание фармацевта в новелле: «аптекарь, как оно и следует быть, – советчик, исповедник и помощник, умелый и благожелательный миссионер и наставник». В самом деле, владельцы и работники аптек – ученые и уважаемые граждане, их заведения располагались в центре города и выглядели весьма внушительно: знающий человек в окошечке мог дать любой совет и казался если не волшебником, то уж точно существом другого порядка. Не случайно главный герой новеллы, простодушный Чанк, просит у аптекаря Айки не что иное, как приворотный порошок для любимой. Финал истории – романтичный и, как обычно у О'Генри, неожиданный, в том числе и для самого Айки.


Немецкое качество

Немецкое качество

Рассказ Чехова «В аптеке»Нечто непонятное и чужое – таким предстает аптечное заведение в грустном рассказе Чехова «В аптеке». Дорогие ковры, особенный, свойственный лишь этому месту запах, надменный провизор, мерный стук ступки действуют на занемогшего героя угнетающе: «Пишут по-латыни, говорят по-немецки...


В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, черствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснешься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры» – с тоской рассуждает он.


Аптекарей-иностранцев в России действительно было немало: еще при Петре I немецкие фармацевты пользовались уважением, кроме того, именно выходцы из Германии стояли у основ медицинского дела и, естественно, были заинтересованы в приезде земляков. В начале XIX века, например, в Петербурге, около 70% всех аптек принадлежало именно немцам. А в Императорской медико-хирургической академии только в 1857 году разрешили защищать диссертации на русском языке, до этого таким правом обладали лишь немецкий и латынь. Справедливости ради стоит сказать: иноземцы были хорошими специалистами и сделали очень много для развития фармацевтической промышленности. Правда, с «маленьким человеком» из чеховского рассказа они обошлись сухо и бессердечно, хотя и по всем правилам.

Сельтерская и мышьяк

Фармацевт Оме в романе Гюстава Флобера «Госпожа Бовари»Фармацевт Оме в романе Гюстава Флобера «Госпожа Бовари» – лицо весьма значительное. А его аптека – достопримечательность городка Ионвиль. «Во всю ширину здания – вывеска, и на ней золотыми буквами: «Аптека Оме». В глубине, за огромными, вделанными в прилавок весами, над застекленной дверью выведено длинное слово: «Лаборатория», а на середине двери золотыми буквами по черному полю еще раз написано «Оме».


Интересно, что сам аптекарь не только готовит порошки, но и любит «принимать пациентов в комнатке рядом с аптекой и давать им невинные советы». И это – вопреки закону, воспрещавшему «лечить больных всем, кто не имеет лекарского звания». Однажды Оме даже вызывали в суд, но, впрочем, отпустили с миром.


Среди рекламных вывесок в заведении можно заметить объявление о продаже сельтерской воды – чрезвычайно популярной в XIX веке. Изначально так называли минеральную воду из лечебного источника Нидерзельтерс, а затем – любую минеральную или даже просто газированную воду. Ее пили в лечебных целях и просто так, чтобы охладиться в жаркий день.


Еще один важный момент – упоминание мышьяка, которым отравилась главная героиня, не выдержав давления кредиторов и мук любви. Это вещество много веков занимало почетное место в иерархии ядов, как в жизни, так и в художественной литературе. Страшно сказать, сколько коронованных персон и богатых пожилых господ отправило оно на тот свет. Во Франции мышьяк даже называли «порошок наследования».


Аптекарь Оме предусмотрительно хранил мышьяк в особом шкафу с ключом, в банке, залитой воском, с надписью «Опасно». На страницах романа он строго отчитывает мальчика, дотронувшегося до банки, а потом до таза, где варили варенье. А натуралистичная сцена мучений Эммы Бовари, принявшей яд, – одна из самых сильных и тяжелых в произведении.

Сладкая жизнь

Сладкая жизнь

Стихотворение Агнии Барто «Черный новичок»«Он зашел в аптеку, выпить содовой с мороженым» – типичная фраза из американской литературы XX века. «Тут в аптеке – сладости! Пирожки с орехами!» – это уже из детского стихотворения про Америку Агнии Барто («Черный новичок»).


Действительно, в прошлом веке помимо микстур, пилюль и пластырей в американских аптеках продавалось множество всякой всячины: от лимонада до галантереи. Уже в 20-х годах аптеки активно начали переходить от изготовления лекарств к закупкам препаратов с фабрик. А в 30-е – торговать не только медикаментами, но и сладостями, книгами, журналами и промтоварами, конкурируя с кафе и даже магазинами. Очень хорошо, хотя и с изрядной долей иронии, об этом написано у наших классиков Ильфа и Петрова в «Одноэтажной Америке» (очерк «Провизор без мистики, или Тайна американской аптеки»). Здесь аптека предстает как бар с высокой стойкой, где жарят кур, тосты и готовят коктейли. И лишь «в самом дальнем углу веселого учреждения помещается стеклянный шкафчик с баночками, коробочками и бутылочками. Нужно побыть в аптеке полчаса, чтобы заметить наконец этот шкафчик».


Впрочем, по этому же принципу устроены многие современные аптеки – препараты в глубине зала, на стеллажах у входа – косметика, БАД, чаи, массажеры и прочие «сопутствующие товары».


Несмотря на год издания (1937), книга, в основу которой легли впечатления от трехмесячного путешествия Ильфа и Петрова по Штатам, не пропитана насквозь советской идеологией, легко и интересно читается. Кстати, 70 лет спустя «по следам» писателей отправились В. Познер и И. Ургант, создав, в свою очередь, многосерийный документальный фильм.


Анна Минина

Вам могут понравиться другие статьи:

Вызовы времени
За стеклом
Вызовы времени

Пандемия COVID-19, круто изменившая нашу жизнь, пошла на спад, однако почивать на лаврах победителей инфекции не приходится – перед бизнесом стоят новые реал...

Подробнее
Интерьер имеет значение!
За стеклом
Интерьер имеет значение!

Еще Эльдар Рязанов заметил, что наши предки напрасно мучились над каждым архитектурным проектом. То ли дело сегодня: заходя в среднестатистическую аптеку, мы видим типовой торговый зал и с...

Подробнее
Реклама по правилам
За стеклом
Реклама по правилам

По словам патриарха рекламной индустрии Дэвида Огилви, двигателем торговли может быть только хорошая реклама, плохая же играет роль тормоза. Это «золотое правило» работает в любом бизнесе, в то...

Подробнее
Когда один в поле – воин
За стеклом
Когда один в поле – воин

Аптечный рынок уверенно и незаметно для многих перешел в новую эру – эру конкурентной борьбы по самому жесткому сценарию. Особенно непросто выживать в таких условиях небольшим сетям.&...

Подробнее
E-Com меняет жизнь аптечной розницы
За стеклом
E-Com меняет жизнь аптечной розницы

Полтора года назад российские аптеки получили возможность легально использовать канал электронной коммерции (Е-commerce, или E-Com). Как это отразилось на их деятельности, а главное, прибыльности, ...

Подробнее
Работаем в ритме города!
За стеклом
Работаем в ритме города!

Совмещать труд за первым столом с подготовкой праздничных концертов или записью рекламных роликов, растить специалистов высокого класса, открывающих собственные аптеки, помогать детскому дому, ...

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.