Top.Mail.Ru
Секрет любви к профессии
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов       ok_icons_.jpg tg_icons_.jpg dy_icons_.jpg vk_icons_.jpg

Секрет любви к профессии

«Знаете ли вы, что такое профессиональное выгорание? Когда вроде бы все получается, а идти утром на работу не хочется. И бросить бы, а нельзя. Думаем, что у вас такого нет.


А подкрепить мотивацию к новым достижениям, надеемся, поможет история руководителя  сети аптек «Витис» в Тверской области. В ее активе 15 аптек, 70 сотрудников (постоянных, о чем расскажем ниже), 25 лет опыта работы и уникальные порой методы, найденные и внедренные в жизнь». 

Екатерина Коновалова


Екатерина Коновалова,
журналист, который с удовольствием пишет о российских аптеках. Вы еще с ней не знакомы? Пишите на club@rosapteki.ru, и ваша аптека тоже станет известной!

Из декрета в руководители

Эта глава может быть похожа на автобиографию, но мы постараемся уйти от подробностей. Знакомьтесь: Татьяна Семенова – бессменный руководитель сети аптек «Витис» в Тверской области, победитель городского конкурса «Лучший по профессии» и областного конкурса «Женщина года».


В частный бизнес ее привели «лихие девяностые», когда рыночная экономика сменила плановую, и каждый искал новые пути в жизни. «В то время я ушла в декрет в должности заместителя заведующей аптеки. Отпуск подходил к концу, и тут знакомые предприниматели попросили меня помочь открыть аптечный пункт. По сути, это означало все поменять, бросить, как говорят, насиженное место и шагнуть в неизвестность. Были и сомнения, и опасения, но я решила рискнуть».


Так в 1997 году Татьяна Семенова стала заведующей частной аптекой. Ее общий стаж уже более 40 лет, из них более 25 — на руководящих должностях. Параллельно с работой Татьяна Васильевна получала высшее образование на фармацевтическом факультете Тверской медицинской академии. «Училась вместе с дочерью, сидели с ней за одной партой», – смеется Татьяна Семенова.


В 2000 году Татьяна Васильевна стала генеральным директором ООО «Витис», ведь фармацевтический бизнес успешно развивался, и одной аптеки было уже мало. Начала формироваться аптечная сеть, а вместе с ней появилась и должность генерального директора.


Сегодня, по прошествии 25 лет, интересно было услышать, как удается местной сети конкурировать с федералами. Готовы? Рассказываем!

Главное – атмосфера

«Я считаю, что главное мое достижение как руководителя – это стабильный коллектив, – говорит Татьяна Семенова. – У нас нет текучки кадров, хотя в федеральной сетевой аптеке «через дорогу» зарплата, возможно, больше. Но, как говорят, если деньги – это единственное, к чему вы стремитесь, то это единственное, что у вас останется. «Погода в доме», то есть атмосфера на работе, тоже многое значит. Думаю, правильно, когда человек идет на работу с удовольствием, с радостью. А это возможно только в том случае, если его ценят и уважают. Я никогда ни на кого не кричу, все личные проблемы оставляю дома, а не приношу с собой на работу».


Главное – ценить коллектив и каждого человека, профессионально совершенствоваться и иметь запас прочности.

В сети «Витис» внедрена бесплатная услуга «Фармсправка»: позвонив по телефону, покупатель может узнать о наличии препарата в аптеках сети
Как со всем справляться?

Как со всем справляться? Лайфхак для руководителя

Знаете один из секретов успеха директора крупного предприятия? Это наличие грамотного секретаря, который перенаправляет второстепенные проблемы к соответствующим специалистам, тем самым позволяя руководителю заниматься самым важным и не распыляться. «У нас, конечно, не крупное предприятие, говорит Татьяна Васильевна. – Но те же функции успешно выполняет мой заместитель Ольга Владимировна Тихонова. У нее мышление не наемного работника, а собственника. Я могу на нее положиться, как на себя. И еще: поручая человеку какую-то задачу, не следует ждать, что он решит ее тем же путем, что и ты. Скорее всего, он решит задачу по-своему. Может быть, даже лучше, чем это сделаешь ты. Именно поэтому важно доверять людям, предоставлять им определенную свободу действий, дать им проявить себя. Общее дело от этого только прирастает».


Кадры – наше все!

Кадры – наше все!

В свое время в Торжке был дефицит фармацевтов, и сеть «Витис» нашла выход – стала обучать сотрудников за счет организации. «Мы приняли решение вырастить, так сказать, свои кадры, свой коллектив, который будет ценить корпоративную этику», – говорит Татьяна Семенова. 


Около 40% сотрудников, которые работают в организации, получили образование за счет сети. Все постоянно учатся: семинары, вебинары… Проводится бесплатное обучение для аккредитации, обучение по препаратам, фармгруппам с разбором цепочек продаж, примерами, ситуационными задачами, тестированием. Разумеется (а вот не уверены, что такое есть у всех – прим. ред.), для сотрудников предусмотрен соцпакет, выплаты к дням рождения и другим датам, новогодние подарки, коллективные праздники. Все работники, обратившись напрямую к директору, обязательно получат помощь. 


Предусмотрены в «Витис» и выплаты за приверженность организации: чем больше непрерывный стаж специалиста в сети, тем больше размер выплаты. И вишенка на торте – для сотрудников стараются подобрать место работы, максимально приближенное к дому! Из такой компании и правда не захочется уходить.

Конкурировать с федералами – значит каждый день делать что-то, позволяющее тебе и коллективу держаться на плаву. Мы в той ситуации, когда нельзя игнорировать ни одну маленькую победу. Если федеральные аптеки работают хорошо, мы должны делать это еще лучше.
Один в поле не воин

Конкурировать с федеральными сетями сложно, кто бы сомневался. Что помогает? Годами налаженные отношения с поставщиками, стабильная работа коллектива, участие в жизни города, региона, например в ежегодном смотре-конкурсе «Лучшее новогоднее оформление объектов потребительского рынка». «Мы входим в Ассоциацию независимых аптек (АСНА), берем на вооружение опыт коллег и сами включаемся в работу. В прошлом году АСНА отметила нас «за активность и инициативность», – рассказывает Татьяна Семенова.


Конкурировать с федералами – значит каждый день делать что-то, позволяющее тебе и коллективу держаться на плаву. Мы в той ситуации, когда нельзя игнорировать ни одну маленькую победу. Если федеральные аптеки работают хорошо, мы должны делать это еще лучше.

Не просто аптека

Общаясь со многими фармспециалистами, мы не раз слышали, как они гордятся своими постоянными покупателями. Это действительно важно! Завоевать такое доверие непросто, но можно. «Наша концепция – персонализированное обслуживание. Этому соответствует модель «Аптека вашего района», главное в которой – шаговая доступность, постоянные покупатели, хорошо знающие сотрудника аптеки и доверяющие ему. А фармацевт, в свою очередь, не просто отпускает товар, но и реализует потребность покупателя в психологической поддержке, эмпатии. Человеку нужно, чтобы о нем кто-то  заботился. И если посетительн чувствует неравнодушное отношение, он возвращается».


В «Витис» стараются ориентироваться на своих клиентов, постоянно работая над ассортиментом и учитывая реальную платежеспособность населения. 


Внедрена бесплатная услуга «Фармсправка»: позвонив по телефону, покупатель может узнать о наличии препарата в аптеках сети. 


На протяжении 14 лет в компании проходят ежемесячные акции – 10%-ная скидка на весь ассортимент. «Мы всегда честны со своими покупателями, – подчеркивает Татьяна Васильевна. – Если снижаем цены по акции, то на самом деле снижаем и заранее не переписываем ценники».


Проводятся Дни здоровья совместно с врачами: кардиологами, ревматологами, гастроэнтерологами, терапевтами.  В течение дня они дают бесплатные консультации, не принуждая что-либо купить. Кстати, в одной из аптек постоянно работает собственный медицинский кабинет, где по графику принимают врачи разных специальностей. К ним можно записаться через сайт.


«У нас небольшой город и зачастую попасть к какому-то специалисту очень непросто, – говорит Татьяна Семенова. – Например, заведующая терапевтическим отделением поликлиники принимает всего два раза в неделю, к ней сложно попасть. Поэтому люди идут очень охотно». 


Также в аптечной сети разработана система лояльности – бонусная карта для покупателей. С любой покупки на карту перечисляется 3% от розничной суммы, а во время акции – 10%. 


«Да, мы не всегда можем составить конкуренцию федералам в ценах, – говорит Татьяна Семенова. – Но и не всегда цена играет первоочередную роль. Многие обращают внимание  на компетентность первостольников. Вежливость, грамотность, опрятный вид и даже особый стиль общения с покупателем – все это очень важно». 



И о любви…

И о любви…

Татьяна Васильевна признается: свою профессию она очень любит и с годами нисколько в ней не разочаровалась, а даже наоборот. «Мне кажется, любовь к профессии растет вместе с твоим профессиональным взрослением, – говорит Татьяна Семенова. – Когда у тебя все получается, когда ты как рыба в воде, – можно ли ее не любить? Плюс нашей профессии в том, что  она благородная, мы помогаем людям. Минус – высокая конкуренция, иногда даже недобросовестная. Будущее я без фармацевтической отрасли не вижу. Другой вопрос, какой она будет. Наверное, высокотехнологичной. Хотя для малого и среднего бизнеса ставка одна – на персонифицированную работу с клиентом. Хочу пожелать читателям журнала «Российские аптеки» профессионального роста, снижения налоговой нагрузки, согласия в коллективе. И каждой аптеке – найти свою нишу в это непростое время!


Журнал "Российские аптеки" №3,  2023 г.

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM

Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.