Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Сохраняя традиции

Аптечная сеть, о которой пойдет речь сегодня, – одна из старейших в России. Ей удалось сохранить лучшую часть традиций советской фармации, адаптировав их к реалиям рыночной экономики.


Александр Апазов

О том, как совместить социальную ответственность, приверженность профессиональной этике и успешное ведение бизнеса рассказывает президент АО «Фармимэкс» Александр Апазов.

80 лет на рынке

«По сути, история нашей компании начинается с 1936 года, когда было создано Главное аптечное управление Минздрава СССР. Таким образом, мы работаем на отечественном рынке уже больше 80 лет», – с гордостью говорит А. Апазов. На сегодняшний день розничная сеть ГК «Фармимэкс» представлена в 83 субъектах РФ, а также на Байконуре. Традиции, сохранившиеся с советских времен, и по сей день остаются основой организационной, коммерческой, маркетинговой и кадровой политики компании.

Лекарства должны быть доступными

«На несчастье, а тем более на несчастье, связанном со здоровьем, наживаться нельзя, поэтому честный фармацевтический бизнес не может быть сверхприбыльным», – уверен А. Апазов. Одна из главных особенностей аптек «Фармимэкс» – щадящая ценовая политика. Наценки минимальные, в среднем от 4 до 10%, на дорогостоящие медикаменты значительно ниже – часто не более 1%. Подобное ценообразование действует во всех филиалах сети – не только во Владимирской, Воронежской, Костромской и Ивановской областях, но и, например, в центре Москвы, где стоимость аренды помещения несравнимо дороже. Рентабельность аптек в среднем составляет около 2,5%, это немного, однако сдержанная ценовая политика делает сеть более привлекательной для покупателей по сравнению с конкурентами.


Аптеки Фармимэкс

Группа компаний «Фармимэкс» входит в тройку крупнейших фармацевтических дистрибьюторов на рынке государственных закупок с оборотом около 50 млрд руб. в год
Главное требование – профессионализм

В аптеках компании «Фармимэкс» довольно жесткие требования к персоналу. Наличия у соискателя профильного образования недостаточно – нужно уметь работать с людьми, быть готовым вникнуть и раскрыть потребности каждого покупателя, стремиться наиболее полно выполнить его запросы в рамках своих компетенций.


Материальная мотивация в первую очередь зависит от экономических показателей работы аптечной точки, но при этом в сети не бывает планов продаж по конкретным лекарственным средствам или продукции определенных производителей.


Дефицит квалифицированных кадров – проблема для любого крупного участника аптечного рынка. Компания «Фармимэкс» постоянно ищет сотрудников и готова обеспечить им привлекательные условия работы: компетентным специалистам из других регионов могут частично или полностью компенсировать затраты на проживание, перспективным кандидатам – оплатить получение среднего профессионального образования.

Средний возраст работников аптек АО «Фармимэкс» составляет 45 лет. 39,2% первостольников – провизоры, 60,8% – фармацевты. Средний стаж работы в компании – 5 лет
Весь спектр фармацевтических услуг

«Фармимэкс» – частная аптечная сеть, но при этом она располагает лицензиями на все существующие на сегодняшний день виды фармацевтической деятельности, в том числе и на изготовление лекарственных препаратов и отпуск наркотических и психотропных ЛС, – для коммерческих аптек это большая редкость.


Производственные аптеки «Фармимэкс» работают в Ростове-на-Дону, Владимире, Владикавказе, Гусь-Хрустальном, Суздале и многих других городах. Наиболее востребованы экстемпоральные мази для лечения кожных заболеваний и глазные капли. Также велик спрос на препараты для детей – аптечным производственным отделам удается хотя бы отчасти компенсировать нехватку на российском фармацевтическом рынке ГЛС в детских дозировках.


«Индивидуально подобранная дозировка для ребенка, да и вообще для конкретного пациента не может быть обеспечена массовым заводским производством. Мы всегда занимались и будем заниматься индивидуальными прописями, именно для этого необходимо сохранить производственные аптеки. Беда в другом – содержание таких отделов достаточно дорогостоящее дело, а количество индивидуальных прописей год от года падает, врачи забывают о возможностях производственных аптек, и это тоже проблема», – объясняет А. Апазов.


Производственные аптеки готовят и косметологические средства для лечения кожных заболеваний, например угревой сыпи. В косметических салонах хорошо знают и активно используют препараты, изготовляемые еще по советским рецептам, и заказывают их очень часто.


Производственные аптеки Фармимэкс

В настоящее время в сети насчитывается 11 производственных аптек и 15 аптек с правом отпуска наркотических и психотропных препаратов
Льготное лекарственное обеспечение

Еще одна социально значимая функция – лекарственное обеспечение льготных категорий граждан. «Фармимэкс» принимает участие в льготных программах в 17 регионах РФ. В 2020 году сеть надеется включиться в пилотный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» во Владимирской области, в рамках которого пациенты будут бесплатно либо с большими скидками получать в аптеках дорогостоящие препараты, необходимые для профилактики осложнений ряда сердечно-сосудистых патологий (фактически речь идет о пробном запуске системы лекарственного возмещения в России). Дочернее предприятие компании – ООО «Медилон-Фармимэкс» готовит заявку на участие в соответствующем тендере, объявленном Департаментом здравоохранения региона.


Льготное лекарственное обеспечение

Группа компаний «Фармимэкс» включает 11 филиалов, 5 дочерних предприятий, 2 региональных торговых представительства и свыше 200 аптечных организаций
Орфанные препараты и благотворительность

«Наша компания была пионером в выводе на рынок орфанных препаратов, этот процесс происходит в тесном взаимодействии со всеми пациентскими организациями, и он реально спасает жизни, в первую очередь детские», – рассказывает президент АО «Фармимэкс». С учетом крайне высокой стоимости такого рода лекарств вопрос обеспечения ими неизбежно связан с благотворительностью. Компания направляет на эти цели не менее 500 млн руб. в год.

«Фармимэкс» располагает собственным складским хозяйством с отвалидированной системой холодовой цепи в 17 регионах РФ, общая площадь помещений – более 27 тыс. м2. Объем холодильных камер – около 3 тыс. м2
COVID-19: проверка на прочность

В условиях объявленной пандемии сотрудники аптек оказались на передовой борьбы с коронавирусной инфекцией. Выполнение профессионального долга для них связано с дополнительным риском для здоровья и с повышенным психологическим напряжением. Руководство сети предприняло экстренные меры для обеспечения всех сотрудников средствами защиты и антисептиками – в настоящее время проблема их дефицита полностью решена, в аптеках создан двухмесячный запас всех необходимых позиций.


Кроме того, была проведена ревизия оборудования на предмет защиты от воздушно-капельной инфекции. Сотрудники компании получили разовые выплаты за особые условия работы. В аптеках «Фармимэкс» постоянно проводится разъяснительная работа для покупателей: их информируют об эпидемиологической ситуации, правилах соблюдения режима, средствах профилактики и гигиены, обеспечивают наглядными материалами. Традиционно санитарно-просветительская работа была одной из функций аптек, и не только в период эпидемий. Пандемия COVID-19 показала, что к этой практике стоит вернуться, считают в сети.

Автопарк – более 80 транспортных средств, 25 из которых оснащены холодильным оборудованием

Карантинные меры, ограничения транспортного сообщения между регионами создали дополнительную нагрузку на систему дистрибуции лекарств, в том числе препаратов для льготных категорий граждан. Благодаря развитой инфраструктуре и большому запасу прочности компания «Фармимэкс» на данный момент справляется с логистическими трудностями. Главное, чтобы сложившаяся ситуация не затянулась во времени.


Марина Сипатова
Фото предоставлены
пресс-службой компании «Фармимэкс»

Журнал "Российские аптеки" №6, 2020

Вам могут понравиться другие статьи:

5 шагов к успеху
За стеклом
5 шагов к успеху

Активное предложение – отличный инструмент для повышения среднего чека. Но в каких случаях это сделать уместно и как найти правильный подход?

Подробнее
Акцент на достоинства
За стеклом
Акцент на достоинства

Активная интеграция продуктов этого сегмента в покупательскую корзину позволяет достичь сразу двух целей: повысить качество консультирования и увеличить сумму среднего чека.

Подробнее
Фармконсультирование – основа роста аптечных продаж
За стеклом
Фармконсультирование – основа роста аптечных продаж

Если ранее посетителей в аптеке могли консультировать в большем или меньшем объеме и не при каждом отпуске лс (нередко только при наличии конкретных вопросов), то в настоящее время консультирование...

Подробнее
Расти быстрее рынка
За стеклом
Расти быстрее рынка

Воронежская сеть «Фармия» – значимый игрок на розничном рынке Центрально-Черноземного района России. Сейчас она объединяет более 120 точек в нескольких регионах, но уже в ближайшее вр...

Подробнее
Старейшая в Европе
За стеклом
Старейшая в Европе

Ратушная аптека в Таллине включена во все туристические маршруты и путеводители. Причина проста: это самая старая действующая европейская аптека, уже почти 600 лет она находится в одном и том ж...

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.