Союз сильных
Не секрет, что единичные аптеки и небольшие аптечные сети испытывают серьезный натиск со стороны крупных ретейлеров, и причин тому множество. В стремлении выжить в сложившихся непростых экономических условиях рождается потребность в объединении, и один из лидеров отечественной фармрозницы – «Аптечная сеть 36,6» – предложила свое решение этой проблемы.
Оксана Савельева, химик по образованию и журналист по призванию
«Большой барьер для маленькой…»
Основные цели аптечных объединений – улучшить условия ведения бизнеса и выработать общую стратегию развития отрасли. Потребность в них назрела давно, и прежде всего для мелких игроков.
Большинство фармацевтических дистрибьюторов подбирают партнеров среди топ-50 аптечных сетей: все, что в рейтинге ниже, считается неперспективным для сотрудничества и инвестирования. В небольших аптечных организациях могут возникать сложности с управлением ассортиментом, эффективным продвижением продукции. И это лишь верхушка айсберга. У руководителей таких структур не остается ресурсов внедрять что-либо инновационное: перед ними стоит гораздо более важная задача – удержаться на плаву.
Интерес к «Аптечному союзу 36,6» наиболее велик там, где сеть «36,6» не представлена – в Приволжском, Сибирском, Южном федеральных округах, – хотя переговоры с потенциальными партнерами ведутся и в регионах присутствия
Узкий ассортимент в сочетании с высокими розничными ценами, а порой и с трудностями логистики обусловлены экономически. А конкуренция-то только растет.
Но есть у мелких игроков и существенное преимущество по сравнению с федералами: их сотрудники досконально знают своего покупателя. Зачастую клиент годами обращается за помощью к одному и тому же первостольнику, и отношения «клиент – фармспециалист» выходят за рамки привычных, отстраненных, приобретая даже некоторую «семейственность». И потребитель, безусловно, заинтересован в сохранении небольших аптек, в их выживании на сегодняшнем рынке. В то же время экономическая стабильность – удел именно больших сетей. Ее, как правило, достаточно для решения собственных задач, и это может быть губительно для единичных аптек. Однако крупные игроки способны и объединять несколько предприятий, предлагая стабильные цены, системы бонусов и даже общую систему приоритетов и ценностей. Выбирая этот путь, федеральные сети получают шанс и достигать свои цели, получая прибыль, и гармонизировать довольно агрессивный розничный фармацевтический рынок, помогая сохранить мелкие предприятия, в которых так заинтересованы потребители.
Сергей Демин, коммерческий директор ПАО «Аптечная сеть 36,6»
У нас есть все для создания сильного союза: и ресурсы, и команда, и опыт. А главное – понимание того, что от повышения стабильности всех игроков фармрозницы выигрывает не только конкретная единичная аптека, но и покупатели.
В заботе о человеке
«Аптечная сеть 36,6» с момента создания взяла курс на инновации. Они успешно внедряются уже более чем в 2 тыс. аптек компании, а с недавних пор эти возможности открыты и для других представителей фармрозницы, в том числе и единичных предприятий. С осени 2023 года начал работать «Аптечный союз 36,6», а уже к декабрю новая ассоциация объединила свыше 3 сотен аптечных организаций.
Компания разработала ряд критериев, которым должны отвечать претенденты на вступление в организацию. Прежде всего они связаны с обеспечением максимальной честности и прозрачности.
Ассоциация нацелена на объемы реализации товара, и партнеры обязаны ежедневно предоставлять отчеты, в том числе и сведения оператора фискальных данных. По возможности проводится интеграция баз данных партнера с информационными системами союза. Последний, в свою очередь, предлагает маркетинговые инструменты для продвижения предприятий, позволяющие повышать их устойчивость и эффективность.
Коммерческий директор ПАО «Аптечная сеть 36,6» Сергей Демин уверен: не стоит стремиться к слепому наращиванию численности входящих в союз аптек. Сначала следует отладить механизм работы, чтобы бизнес-процессы давали максимальные результаты для каждой аптеки и, конечно, для самого объединения. Впрочем, уже сегодня у его создателей нет сомнений в том, что проект станет успешным – союз необходим предприятиям, а самое главное, покупателям, которые заинтересованы в том, чтобы аптеки, которым они доверяют, процветали.
В рамках информационной поддержки потребителей «Аптечная сеть 36,6» открыла лекторий, в котором проводятся встречи с врачами, косметологами, экспертами по здоровому образу жизни. У каждого ролика около 20 тыс. просмотров.
Журнал "Российские аптеки" № 1, 2024 г.
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.