Стратегия развития
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Стратегия развития

Аптечная сеть «Максавит» работает на российском рынке более двух десятилетий и входит в топ-15 крупнейших игроков розничного сегмента. Сейчас компания стремительно меняется. О векторе этих перемен и планах на ближайшее и отдаленное будущее нам рассказывает руководитель департамента HR Светлана Соколова.


Светлана Соколова


Светлана Соколова,
руководитель департамента управления персоналом аптечной сети «Максавит»


Компания «Максавит» в настоящее время насчитывает около 700 аптек и представлена в 38 регионах России с наиболее значимым присутствием в Нижегородской области (здесь она лидер рынка), а также в Ивановской, Липецкой областях и Республике Мордовия. Сеть была создана в 1997 году и с тех пор не меняла владельцев, это Виктор Головко (собственник) и Максим Юдин (собственник и директор). А вот структура управления в течение последних 3 лет претерпела глубокую трансформацию, рассказывает Светлана Соколова. По сути, с нуля была создана система департаментов, каждый из которых отвечает за определенный фронт работ, их директора составили прослойку топ-менеджеров, управленческий штат в целом был существенно расширен и укомплектован новыми кадрами. Все это позволило не только повысить управляемость бизнеса и более эффективно решать текущие задачи, но и заниматься стратегическим планированием, работая на перспективу. 


В качестве примера Светлана Соколова приводит свое направление – департамент управления персоналом


В качестве примера Светлана Соколова приводит свое направление – департамент управления персоналом. Два года назад это был обычный отдел кадров, занимавшийся только наймом и оформлением новых сотрудников. Сейчас департамент выполняет полный набор функций, связанных с эйчаром: не только подбор персонала, но и мотивация, развитие человеческого потенциала, кадрового резерва компании (управление талантами), разработка и внедрение корпоративных стандартов. Еще одно направление деятельности – «корпоративный университет», в котором фармспециалисты не только знакомятся с потребительскими свойствами аптечных товаров, но и осваивают так называемые soft skills – навыки коммуникации, работы в команде, креативности, самоорганизации, стрессоустойчивости.

До 2010 года сеть существовала под брендом «36,7», несколько аптек под таким названием, отличающихся от остальных открытой выкладкой, до сих пор функционируют в Нижнем Новгороде. «С этого формата мы начинали, это наша история, которую мы стремимся сохранить, поэтому мы ищем для него применение в реалиях современного рынка», – говорит Светлана Соколова.
Аккумулировать лучшее

Высшее руководство сети сейчас очень разнородно. В нем много людей, выросших внутри компании, например, отдел розничных продаж на 90% укомплектован бывшими заведующими, проявившими талант управленцев. Но есть и много специалистов, привлеченных из смежных сфер, например – банковского дела, розничной торговли. «Если говорить про топ-менеджмент, то одна из наших главных задач – аккумулировать все лучшие практики ретейла», – поясняет Соколова.

По итогам 2020 года «Максавит» занимает 14-е место в топе аптечных сетей по обороту – 21 млрд рублей. Доля сети в коммерческом сегменте оценивается в 1,5%, прирост оборота в сравнении с предыдущим годом – 25%.

Данные DSM Group

В дефиците первостольники

Недостатка в кандидатах на руководящие должности в настоящее время нет, компания может выбирать из претендентов, которые соответствуют самым высоким требованиям. Но совершенно другая ситуация складывается с фармспециалистами. «Понятно, что фармацевтический рынок всегда испытывал недостаток кадров, но 2020 год сделал его сверхдефицитным», – рассказывает Светлана Соколова. Так, если в предыдущие годы на 1 вакансию фармспециалиста приходилось в среднем 6 резюме, то сейчас этот показатель опустился до 3, а в некоторые месяцы прошлого года – до 1 резюме на вакансию! 


В таких условиях конкуренция за персонал становится очень острой, приходится постоянно искать новые подходы для привлечения новичков и мотивации старых сотрудников.


Заработная плата в «Максавит» выше среднерыночных показателей в регионах, где работает сеть. В Нижегородской области, например, она составляет около 40 тыс. рублей. Фиксированная часть зарплаты меньше, чем переменная, как и в других сетях, но сама концепция мотивации дает возможность первостольникам заработать больше. Впрочем, ситуация постоянно меняется. Социологические опросы говорят о том, что в условиях «скачущего рынка» у работников, оказывающихся не в состоянии спрогнозировать свои доходы,  появляется запрос на стабильность. В связи с этим компания принимает меры к тому, чтобы заработок сотрудников оставался на высоком уровне независимо от сезонности. 


Еще один принцип кадровой политики – акцент на социальную защищенность. Существует материальная помощь для сотрудников, попавших в сложную жизненную ситуацию. В разгар пандемии были введены дополнительные фиксированные премии за повышенную нагрузку и работу в сложных условиях. Всего было выплачено 20 млн рублей. 


Что касается других видов материальной мотивации, то здесь подход должен быть максимально персонализированным, считает наша собеседница. «Я работала в компании, где всем сотрудникам оформляли ДМС. Но подавляющему большинству это не дало ничего, кроме морального удовлетворения», – вспоминает она. В стратегических планах сети «Максавит» – разработка так называемого «кафетерия льгот»  - гибкой системы, которая позволит каждому выбирать наиболее подходящий для себя вид поощрения.


Стать одной командой

Стать одной командой

«Наша главная особенность на рынке – клиентоцентричность, мы нацелены на то, чтобы проблема клиента воспринималась как своя. Не просто отвечать на потребность, но демонстрировать клиентам сверхсервис – вот наша цель», – объясняет Соколова. 


Чтобы эта цель стала общей для всех, была проделана огромная работа. Очень разных людей – и ветеранов, работающих в сети по 20 лет, и только что набранных новичков, и топов, пришедших из другой отрасли, – необходимо было сделать единой командой. «Мы активно работаем над этим: проводим тренинги, конференции, налаживаем связь розницы и бэк-офиса, внедряем корпоративные традиции – общие праздники, такие как День фармацевта или день рождения компании»,  – продолжает она.


В сети, безусловно, существует стандарт обслуживания, которого обязаны придерживаться все первостольники, но это тоже не постоянная величина. С началом пандемии в запросах посетителей наметились большие изменения: на первый план вышли наличие востребованных ассортиментных позиций, скорость обслуживания и качество сервиса. «Мы анализируем, что произошло в прошлом году, изучаем результаты опросов клиентов. Наша задача – сделать стандарт максимально простым, коротким и удовлетворяющим их интересам», – говорит Соколова.


Взгляд в будущее

Взгляд в будущее

В сети внимательно следят за новинками законодательства и влиянием новых технологий на рынок, в частности, активная подготовка велась к легализации e-commerce в розничном сегменте. Департамент клиентского сервиса и маркетинга компании «Максавит» включает отдельный блок по дистанционной торговле. У сети есть популярный сайт и мобильное приложение, но уже сейчас ведется подготовка к увеличению интернет-мощностей и повышению клиентоориентированности цифровых сервисов. Будущее фармрозницы – в омниканальности, уверены в компании и планируют поднять это направление на новый технологический уровень. 

В сети «Максавит» работают 3,5 тыс. провизоров и фармацевтов и 330 сотрудников бэк-офиса. Средний возраст первостольников в последние годы несколько снизился – с 46 до 40 лет. Средний стаж работы – 3,5 года.

Не менее амбициозные планы и в нецифровом сегменте: руководство наметило для активной экспансии 20 городов в различных регионах России. «Первый квартал текущего года для нас – подготовка к очень интенсивному открытию новых аптек», – обещает Светлана Соколова.


Марина Сипатова

Журнал "Российские аптеки" №4, 2021

Вам могут понравиться другие статьи:

Интерьер имеет значение!
За стеклом
Интерьер имеет значение!

Еще Эльдар Рязанов заметил, что наши предки напрасно мучились над каждым архитектурным проектом. То ли дело сегодня: заходя в среднестатистическую аптеку, мы видим типовой торговый зал и с...

Подробнее
Реклама по правилам
За стеклом
Реклама по правилам

По словам патриарха рекламной индустрии Дэвида Огилви, двигателем торговли может быть только хорошая реклама, плохая же играет роль тормоза. Это «золотое правило» работает в любом бизнесе, в то...

Подробнее
Когда один в поле – воин
За стеклом
Когда один в поле – воин

Аптечный рынок уверенно и незаметно для многих перешел в новую эру – эру конкурентной борьбы по самому жесткому сценарию. Особенно непросто выживать в таких условиях небольшим сетям.&...

Подробнее
E-Com меняет жизнь аптечной розницы
За стеклом
E-Com меняет жизнь аптечной розницы

Полтора года назад российские аптеки получили возможность легально использовать канал электронной коммерции (Е-commerce, или E-Com). Как это отразилось на их деятельности, а главное, прибыльности, ...

Подробнее
Работаем в ритме города!
За стеклом
Работаем в ритме города!

Совмещать труд за первым столом с подготовкой праздничных концертов или записью рекламных роликов, растить специалистов высокого класса, открывающих собственные аптеки, помогать детскому дому, ...

Подробнее
У подножия Бештау
За стеклом
У подножия Бештау

Аптечная сеть «Адам и Ева» работает в Пятигорске почти 20 лет. О том, что изменилось за это время на местном фармацевтическом рынке, мы поговорили с основателем и ...

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.