Вызовы времени
Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

Вызовы времени

Пандемия COVID-19, круто изменившая нашу жизнь, пошла на спад, однако почивать на лаврах победителей инфекции не приходится – перед бизнесом стоят новые реалии. Как живут сегодня региональные аптеки, что помогает им сохранять конкурентоспособность в непростых условиях? С этим вопросом мы обратились к руководителю брянской аптечной сети «Ритм», которая в этом году отмечает 20-летний юбилей.

Оперативность во главе угла

«За 2 десятилетия работы на фармацевтическом рынке нам выпало немало испытаний. Мы пережили и экономические кризисы, и жесткую конкуренцию, – рассказывает основатель и генеральный директор сети аптек «Ритм» Олег Маринов. – Сегодня у нас работает 29 точек, и конечно, чтобы оставаться рентабельными, нам приходится работать много, а реагировать на изменения быстро». Именно оперативность – одна из сильных сторон, которые помогают удерживать позиции на рынке. У федеральных аптек, составляющих основную конкуренцию небольшим региональным предприятиям, есть жесткие матрицы различных бизнес-процессов. С одной стороны, это облегчает управление и ведение бизнеса.


Но, с другой – может не учитывать определенные особенности. «Люди часто выбирают нас, потому что мы быстро реагируем на индивидуальные запросы. Гибкость, оперативность, способность удовлетворять потребности конкретного клиента в краткие сроки, безусловно, наши преимущества», – уверен Олег. В сети налажена работа с каждой аптекой: работает система автозаказа из центрального офиса под потребности отдельной точки. Если программа дает сбой, провизор, принимающий заказ, может прекрасно со всем справиться в ручном режиме. Таким образом, в сети налажен двойной контроль приема и обработки заявок, что сводит к минимуму вероятность недопоставок. 


«Не секрет, что федеральные сети берут более низкими ценами, мы же отвечаем на этот вызов широким ассортиментом и высокой скоростью реагирования на запросы клиентов,  – говорит Олег Маринов. – Предприятие работает с оптовиками, которые привозят препараты в день заявки, а порой и дважды в день, по «цитовкам». Мы заказываем товар утром и получаем его во второй половине дня. И все это от серьезных федеральных поставщиков, которые гарантируют контроль качества и соответствие требованиям современного законодательства».

Мы из Брянска
Сеть «Ритм» все 20 лет своей работы принимает активное участие в жизни родного города, оказывая помощь тем, кто в ней нуждается. «Недавно я стал депутатом городского совета Брянска, и, конечно, возможностей помогать его жителям у меня сегодня больше, чем раньше, – улыбается Олег Маринов. – Мы вкладываем средства и разрабатываем новые проекты для дома ветеранов, инвалидов, школ, волонтеров, участвуем в сборе помощи для малоимущих». Среди подшефных сети аптек «Ритм» и творческие коллективы города.
Все под контролем

Через 29 аптечных точек сети «Ритм» изо дня в день проходят тысячи наименований и различных серий препаратов. Каждая из них должна быть тщательно проверена по ряду параметров. Чтобы решить эту серьезную задачу, в сети «Ритм» налажено тесное сотрудничество с Центром контроля качества (ЦКК) лекарственных средств и Роспотребнадзором. Кроме того, установленная программа проверяет все поступающие в сеть позиции по нескольким базам данных. Из разных источников постоянно приходит обновленная информация по забракованным сериям, которые немедленно отбираются на стадии приемки товара от поставщиков, а также изымаются из хранящихся в аптеках товарных остатков. 


Большую поддержку оказывает АСНА, с которой сотрудничает компания. Благодаря помощи саморегулируемой организации (СРО) удается более эффективно и оперативно реагировать на все нововведения. «Местная СРО делает рассылку по законодательной базе, в которую включены недавно изданные приказы Министерства здравоохранения, другие законодательные нововведения, – приводит пример Олег Маринов. – Раньше мы сами искали всю информацию. Теперь, с поддержкой СРО, наша задача упростилась, мы можем положиться на профессионалов, заинтересованных специалистов, знающих свое дело и готовых всегда помочь, а свои силы направить на другие важные бизнес-процессы». 


Сегодня в головном офисе сети работают 8 провизоров, а всего в аптеках «Ритм» трудятся около 100 сотрудников

Сегодня в головном офисе сети работают 8 провизоров, а всего в аптеках «Ритм» трудятся около 100 сотрудников. В бизнесе также заняты супруга и дочь Олега Маринова, которые тоже имеют высшее фармацевтическое образование.
Люди, на которых можно положиться

Еще одно сильное звено сети – коллектив. Подбирая кандидатуры сотрудников, принимая решение о приеме на работу, руководство оценивает то, насколько соискатель вовлечен в профессию. Ведь если человек действительно «горит», ему многое удается. От того, хочет ли он работать фармацевтом или провизором, во многом зависит и качество труда, и, следовательно, успех всего предприятия. 


«У нас в городе работают два фармацевтических колледжа, и мы принимаем на работу выпускников, хотя это определенные и трудовые, и временные затраты. «Свежеиспеченным» специалистам нужно больше времени, чтобы войти в рабочую колею, чем сотрудникам с опытом», – делится Олег. Чтобы оптимизировать процесс адаптации, в компании был разработан механизм быстрого обучения выпускников: каждому из них назначается куратор, под руководством которого за 2–3 месяца новичок получает все необходимые навыки. Только после этого он выходит в смену. Благодаря этой системе в аптеках «Ритм» у первого стола не бывает сотрудников случайных, неопытных, которые не могут найти нужный препарат или провести полноценную фармацевтическую консультацию.


Компания предпринимает усилия и к тому, чтобы коллектив работал слаженно, дружно, чувствовал плечо коллег и поддержку руководства. «Мы всегда масштабно отмечали Новый год, регулярно устраивали выездные мероприятия по тимбилдингу: все вместе ездили в Минск, Санкт-Петербург, путешествовали по Брянской области, – вспоминает Олег Маринов. – Совместно с дистрибьюторами выезжали на природу и экскурсии. Но во время пика пандемии, чтобы не допустить вспышек заболеваемости, мы не организовывали совместные праздники». COVID-19 внес серьезные поправки в корпоративные традиции компании. Однако в ближайших планах – возобновить выездные мероприятия, отметить 20-летний юбилей. 

Олег Маринов: «Нашей сети сегодня очень помогает наработанный раньше запас прочности– в первую очередь выкупленные в собственность помещения»
Олег Маринов: «Нашей сети сегодня очень помогает наработанный раньше запас прочности– в первую очередь выкупленные в собственность помещения»
Учиться, чтобы стать сильнее

Работа с коллективом – это еще и обучение. Раньше, в доковидные времена, в компании проводились еженедельные тренинги. Направления самые разные: техника продаж, маркетинг, особенности работы с определенными позициями, в том числе АСНА, фармакология. Спросом пользовались лекции по работе с возражениями, психологии, конфликтологии.


В 2017–2018 годах, когда образовательная программа была налажена, представители фармацевтических компаний, которые хотели принять участие в конференциях, записывались на 2–3 месяца вперед. К сожалению, в последние 2 года организовывать их стало сложнее или вовсе не возможно – иногда не может выехать тренер или же вступает в силу очередной запрет. «Альтернативой очным конференциям стали онлайн-лекции, с которыми нам активно помогает АСНА», – говорит Олег Маринов. Однако по окончании пандемии руководство планирует вновь перейти в офлайн-режим: живое общение людям необходимо; когда аудитория непосредственно присутствует на занятии, может легко задать вопросы, что-то уточнить у тренера, результат обучения существенно выше. А значит, и качество консультаций, уровень продаж и успешность всего предприятия тоже будут расти.

В аптеках «Ритм» немало сотрудников, работающих со дня основания компании, все 20 лет

Марина Сипатова

Журнал "Российские аптеки" №5-6, 2022

Вам могут понравиться другие статьи:

Интерьер имеет значение!
За стеклом
Интерьер имеет значение!

Еще Эльдар Рязанов заметил, что наши предки напрасно мучились над каждым архитектурным проектом. То ли дело сегодня: заходя в среднестатистическую аптеку, мы видим типовой торговый зал и с...

Подробнее
Реклама по правилам
За стеклом
Реклама по правилам

По словам патриарха рекламной индустрии Дэвида Огилви, двигателем торговли может быть только хорошая реклама, плохая же играет роль тормоза. Это «золотое правило» работает в любом бизнесе, в то...

Подробнее
Когда один в поле – воин
За стеклом
Когда один в поле – воин

Аптечный рынок уверенно и незаметно для многих перешел в новую эру – эру конкурентной борьбы по самому жесткому сценарию. Особенно непросто выживать в таких условиях небольшим сетям.&...

Подробнее
E-Com меняет жизнь аптечной розницы
За стеклом
E-Com меняет жизнь аптечной розницы

Полтора года назад российские аптеки получили возможность легально использовать канал электронной коммерции (Е-commerce, или E-Com). Как это отразилось на их деятельности, а главное, прибыльности, ...

Подробнее
Работаем в ритме города!
За стеклом
Работаем в ритме города!

Совмещать труд за первым столом с подготовкой праздничных концертов или записью рекламных роликов, растить специалистов высокого класса, открывающих собственные аптеки, помогать детскому дому, ...

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.