Информация только для медицинских и фармацевтических специалистов

За лекарством в Lékárnu

На чешском языке «аптека» звучит как «Lékárna». Именно такую вывеску вы увидите над входом любого аптечного учреждения. Несмотря на общее видимое сходство, чешские аптеки значительно отличаются от наших.

Лекарство по часам

Большинство аптек в Чехии открывается в 7.30 или 8.00 утра, а закрывается в 18.00–19.00. Лишь немногие АО, преимущественно расположенные в крупных торговых комплексах, работают дольше. Суббота и воскресенье, как правило, выходные дни. Поэтому посещение аптеки, если вам что-то необходимо, стоит спланировать заранее. Хотя, безусловно, на каждый район приходится 1–2 круглосуточные организации, визит в которые всегда выручит в экстренных случаях.


Сверим карты

О фармацевтической палате

Деятельность аптечных организаций регулируется Чешской фармацевтической палатой, которая основана в 1991 году, согласно акту № 220/1991 о Чешской палате врачей, Чешской палате стоматологов и Чешской палате фармацевтов.


Палата является членом PGEU (Фармацевтическое объединение стран ЕС), штаб-квартира которого находится в Брюсселе. Членство в Чешской фармацевтической палате обязательно для всех выпускников фармацевтических вузов страны, работающих в аптеках. По данным на 2016 год, в ней насчитывается 8840 членов, в том числе 625 владельцев аптек, 6822 наемных работника и 1393 специалиста, находящихся на пенсии, в отпуске по уходу за ребенком и пр.1

Лидеры отрасли

Розничный сегмент чешского фармрынка высоко концентрирован. Порядка 60% аптечных организаций в Чешской Республике представлены сетью Dr. Max, включающей около 400 точек по всей стране. На втором месте – аптеки Benu со 136 точками. В первую пятерку также входят сети Pilulka Lekarny, Devetsil и Repharm (табл.), однако на них приходится 3–4% рынка. Оставшаяся доля представлена одиночными аптеками, принадлежащими частным лицам1.


Lékárna

Dr. Max – самая крупная аптечная сеть Чехии – представлена и в ряде других стран Европы

Одна из аптек сети BENU


Таблица. Топ-5 аптечных сетей в Чехии по итогам 2016 г.

Аптечная сеть Число аптек Доля среди
топ-10 сетей
1 Dr. Max 396 60%
2 BENU 136 21%
3 Pilulka Lekarny 24 4%
4 Devetsil 19 3%
5 Repharm 19 3%

Источник: Czech Chamber of Pharmacist. 2016.

Лекарства и не только

Распространенным в Чехии форматом являются так называемые дрогери – аптекарские магазины, в которых, наряду с медикаментами, представлены парафармацевтические товары, косметика, бытовая химия и др. Наиболее известной сетью такого типа в Чехии является Teta. В целом по итогам 2016 года в стране насчитывалось около 245 точек дрогери1. К слову, все чаще безрецептурные лекарства в Чехии можно приобрести в обычном продуктовом магазине или на бензоколонке.

Аптечный маркетинг

Маркетинг – важная составляющая розничного фармбизнеса в Чехии. Здесь часто можно увидеть выставленные на улицу штендеры с информацией о продажах определенных товаров по сниженной цене. Реклама активно размещается на витринах и по периметру торгового зала. Для привлечения внимания посетителей нередко используются желтые ценники. Впрочем, в некоторых случаях ценники на медикаменты и БАД в торговом зале могут полностью отсутствовать. При покупке часто предлагают рекламные листовки и журналы безрецептурных средств, БАД или парафармацевтики. Иногда встречаются предложения попробовать товар на вкус, например продегустировать витаминный чай или угоститься в прикассовой зоне бесплатной конфетой.


Широко распространена практика выдачи клубных карт, позволяющих получать товары со скидкой.


Организация внутреннего пространства в большинстве случаев стандартна и незначительно отличается от привычных нам интерьеров. Однако некоторые одиночные аптеки стремятся к созданию собственного уникального дизайна и необычной атмосферы. Здесь уместны оригинальные цветовые решения, нестандартная мебель и пр.

На одну аптеку в Чехии в среднем приходится 3770 жителей1

Самая крупная сеть дрогери в Чехии

Самая крупная сеть дрогери в Чехии – Teta

Соблюдая границы

Практически в каждой аптеке можно увидеть обозначенную на полу черту, которую нельзя переступать во время обслуживания другого посетителя. Так соблюдается право граждан на приватность фармконсультации. Проведенный нами опрос показал, что если в России аптека традиционно ассоциируется с зеленым, синим и белым цветами, то в Чехии эта гамма дополняется красным. По-видимому, это связано с тем, что этот цвет активно использует в дизайне вывески и помещений самая крупная аптечная сеть страны – Dr. Max3.


В то же время в Чехии сравнительно мало внимания уделяется подготовке промоционных сообщений. Абсолютное большинство провизоров считают, что в них нет необходимости. Во многом это объясняется внедренной в этой стране системой медицинского страхования, включающего возможность получения ключевых медикаментов бесплатно или с небольшой доплатой. Пациент доплачивает определенную сумму, если хочет получить более качественный или оригинальный препарат взамен предоставленному по страховке генерику. Как следствие, провизоры в меньшей степени сфокусированы на продвижении тех или иных безрецептурных медикаментов, поскольку основная прибыль аптек обеспечивается за счет выдачи лекарств по рецептам3.


Однако такая стратегия свойственна не для всех аптек. В последние годы в Чехии зародился новый формат, ориентированный на реализацию парафармацевтической продукции, например аптечной косметики. В такие аптеки редко приходят за лекарствами от конкретных заболеваний. Их целевая аудитория – люди, ориентированные на здоровый образ жизни, сохранение здоровья и красоты4, поэтому маркетинговые подходы в них более развиты.

По данным Чешской фармацевтической палаты, за период с 2005 по 2016 г. количество аптек в стране выросло с 2,3 тыс. до 2,6 тыс.1
Встретимся в сети

При всей сфокусированности на реализации товаров в рамках программы медицинского страхования, аптечные организации Чехии отличает высокая активность в социальных сетях. Так, об их использовании с целью выстраивания коммуникации с потребителем сообщили порядка 60% опрошенных работников первого стола.


Cайт сети аптек Pilulka Lekarny

Cайт сети аптек Pilulka Lekarny


При этом около 45% предпочитают Facebook3. Достаточно широко распространена практика продажи безрецептурных препаратов и других аптечных товаров через интернет: она возможна только через официальный сайт аптеки, имеющий разрешение на онлайн-торговлю.

Социально значимый бизнес

Аптекам в Чехии отводится важная социальная роль, поэтому фармацевты пользуются уважением и доверием населения, а их профессия считается очень престижной. Учитывая строгость соблюдения правил отпуска рецептурных препаратов, аптечные организации выступают в качестве посредников между врачом и пациентом. Независимо от того, какой препарат приобретает посетитель, провизор в обязательном порядке дает разъяснения о способах приема и режиме дозирования, а рекомендации записываются непосредственно на упаковке приобретенного средства.


Социально значимый бизнес


Аптечный сегмент в Чехии активно развивается. Многие аптеки находятся в поиске новых решений для привлечения покупателей и повышения прибыли. Так появляются новые форматы и инновационные пути онлайн-коммуникации с потребителем.


Юлия Прожерина,

к.б.н., MBA, член NMSBA

Журнал "Российские аптеки" №4, 2020


1. Czech Chamber of Pharmacist. Annual Report 2016, Czech Republic: Czech Chamber of Pharmacist. 2016. 44 p. 2. AlphaRM, 2019. Pharmaceutical market: results of 2018, annual report 2018 (URL: https://rafm.ru, дата обращения – 10.03.2020). 3. Prozherina Yu. Neuromarketing as a perspective implementation for pharmacies. Consultancy Project. MBA. University Of New York In Prague. 2019. 117 p. 4. Phoenix Group. Being there. at a glance 2017/18. Germany: Charter House Print Management Ltd. 2018. 48 p.

Вам могут понравиться другие статьи:

5 шагов к успеху
За стеклом
5 шагов к успеху

Активное предложение – отличный инструмент для повышения среднего чека. Но в каких случаях это сделать уместно и как найти правильный подход?

Подробнее
Акцент на достоинства
За стеклом
Акцент на достоинства

Активная интеграция продуктов этого сегмента в покупательскую корзину позволяет достичь сразу двух целей: повысить качество консультирования и увеличить сумму среднего чека.

Подробнее
Фармконсультирование – основа роста аптечных продаж
За стеклом
Фармконсультирование – основа роста аптечных продаж

Если ранее посетителей в аптеке могли консультировать в большем или меньшем объеме и не при каждом отпуске лс (нередко только при наличии конкретных вопросов), то в настоящее время консультирование...

Подробнее
Расти быстрее рынка
За стеклом
Расти быстрее рынка

Воронежская сеть «Фармия» – значимый игрок на розничном рынке Центрально-Черноземного района России. Сейчас она объединяет более 120 точек в нескольких регионах, но уже в ближайшее вр...

Подробнее
Старейшая в Европе
За стеклом
Старейшая в Европе

Ратушная аптека в Таллине включена во все туристические маршруты и путеводители. Причина проста: это самая старая действующая европейская аптека, уже почти 600 лет она находится в одном и том ж...

Подробнее
Сохраняя традиции
За стеклом
Сохраняя традиции

Аптечная сеть, о которой пойдет речь сегодня, – одна из старейших в России. Ей удалось сохранить лучшую часть традиций советской фармации, адаптировав их к реалиям рыночной экономики.

Подробнее
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.