Аптеки: от Ивана Грозного до наших дней
Правительство утвердило дату празднования Дня фармацевтического работника. Помимо Дня пионерии, 19 мая связано с открытием первой государевой аптеки в 1581 году, которая поначалу обслуживала только царскую семью, но постепенно превратилась в первое общедоступное фармацевтическое предприятие.
Из глубины веков
Рецепты традиционных снадобий, которые помогали, ну или как минимум должны были помогать при самых различных заболеваниях, долгое время передавались из уст в уста: от ведунов и травников к их детям, внукам и правнукам – поначалу исключительно по наследству.
Затем постепенно зародилось первое подобие аптечных сетей – зелейные, москательные, семенные, травяные и другие лавки. В них торговали различными «зельями», травяными сборами, эликсирами и прочими самодеятельными лекарствами. Обычно в зелейной лавке работали зелейники, непосредственно продававшие товары покупателям, то есть первостольники в современном понимании, а также лавочные сидельцы, владельцы лавок.
Надо сказать, что именно зелейные лавки были источником не только различных лекарственных средств, но и медицинских знаний. Здесь, помимо покупки травяных, животных или минеральных препаратов, можно было получить советы по их использованию. Лавочные сидельцы без дела не сидели, несмотря на название. Они организовывали сбор и выращивание лекарственных растений, изучали качество сырья, готовили снадобья и составляли рукописные медицинские книги, коих с XVI века до наших времен добралось около трехсот.
Для выращивания лекарственных растений разбивались аптекарские огороды и сады. В Москве XVII века их было 52
Труды того времени можно было разделить на три большие группы:
-
Ветрограды, или садовые книги. Универсальные сборники как по медицине, так и по фармации. В них рассказывалось и о заболеваниях, и об аптечном инвентаре, и об особенностях выращивания различных лекарственных растений.
-
Травники и зельники. Чисто фармацевтические книги с описанием изготовления различных лекарственных форм.
-
Лечебники. Подходы к медикаментозному лечению различных болезней и состояний.
Интересно, что в Москве работали и иностранные зелейники. Известно как минимум о двух из них – аптекаре Матиасе и английском аптекаре Томасе Кавере.
Под руку государеву
Иван Грозный, правивший с 1533 по 1584 год, известен не только тем, что Астрахань брал и Казань брал. По его инициативе была проведена масса реформ, затронувших в том числе военную службу, судебную систему и государственное управление. Высшим органом управления фармацевтическим делом на Руси стала Аптечная палата, созданная в XVI веке и в дальнейшем переименованная в Аптекарский приказ. По разным источникам, это произошло между 1554 и 1595 годами.
Приказ был, по сути, выразителем воли царя в каком-либо направлении деятельности государства, например в лекарственном обеспечении. При этом он финансировался и из государевой казны, и из дохода от приписанных к нему деревень.
Верхняя государева аптека, ставшая первой официальной аптекой на Руси, была создана 19 мая 1581 года в Кремле. Располагалась она напротив Чудова монастыря. Нужно сказать, что сначала она обеспечивала лекарствами только царскую семью. Для организации работы в аптеке пригласили лейб-медика английской королевы Роберта Якоба и английских фармацевтов. Сырье использовали в основном зарубежное, хотя постепенно стали подыскивать и отечественные аналоги. Существовало правило, по которому приготовленное для кого-то из царедворцев лекарство сначала пробовал приготовивший его аптекарь, затем – выписавший его лекарь, затем – человек, передававший средство высокопоставленному пациенту.
20 марта 1672 года открылась вторая, так называемая Нижняя аптека на Ильинке, пользоваться ею могли сначала состоятельные горожане, а потом и простые москвичи. За обоими учреждениями указом от 28 февраля 1673 года закреплялась монополия на торговлю лекарствами. В основном их завозили из Европы морем через Архангельск, так что стоили они баснословных денег. В 1682 году при гражданском госпитале открыли третью государственную аптеку у Никитских ворот.
При Алексее Михайловиче началось формирование системы заготовки лекарственного сырья, окончательно сложившейся ко второй половине XVII века. Сотрудники Аптекарского приказа составили подробные карты по местностям, где какие травы произрастают. Из Сибири в Москву надлежало поставлять зверобой, из Воронежа – лакричный корень, из Коломны – черемицу, из Костромы – ягоды можжевельника и т.д. Ответственным за «ягодную повинность» назначался местный воевода, за срыв поставок можно было угодить в тюрьму.
Окончательно точки над «i» в аптечном деле расставил Петр I. Его не устраивал сам факт существования зелейных и им подобных лавок, поскольку, во-первых, деньги в основном утекали мимо казны, во-вторых, люди обращались вместо лекарей и аптекарей к знахарям и зелейщикам, зачастую рискуя не только здоровьем, но и жизнью. В 1701 году был издан указ о запрете зелейных лавок, также вводивший, наряду с государственной, понятие частной аптеки. Для открытия частного заведения требовалось получить лицензию (грамоту), которую затем можно было передать по наследству. Известно, что первыми открыли частные аптеки в Москве в 1701 году Иоганн Грегориус и доктор медицины Даниил Гурчин.
История Аптечного приказа закончилась в 1714 году: сначала он был переименован в Канцелярию Главной аптеки, а позже упразднен окончательно. Его функции перешли к Медицинской канцелярии.
Алексей Водовозов
Журнал "Российские аптеки" №6, 2021
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Если вы фармацевт, провизор, первостольник, специалист здравоохранения или медицинский работник наш журнал «Российские аптеки» для вас.